- Изучение возможных механизмов и экономических последствий государственного вмешательства;
-
Исследование способов, позволяющих установить цели государственной политики;
-
Рассмотрение возможных вариантов программ общественных расходов и их экономических последствий.
Требования к знаниям по окончанию кура:
-
Главные направления развития общественного сектора и основные функции государства;
-
Экономические основы политического механизма в общественном секторе;
-
Основы организации бюджетной системы, подходы к формированию бюджетной политики государства;
-
Концептуальные основы налогового механизма и модели распределения доходов;
-
Теоретические основы и модели бюджетного федерализма;
-
Основные институты общественного сектора и особенности государственного предпринимательства.
Тема 1: Общественный сектор в смешанной экономике
-
Вопросы:
-
Понятие, структура и особенности общественного сектора
-
Сочетание рынка и государства в смешанной экономике
-
Государство и рынок
-
Задачи и функции государства в ЭОС
-
Изъяны рынка и перераспределение
1 Понятие, структура и особенности общественного сектора
-
Общественный сектор - совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.
-
Ресурсы государства:
-
организации, находящиеся в его собственности;
-
доходы и расходы бюджета.
Рассмотрим пример:
1-е предприятие
2-е предприятие
Правовая форма предприятий: Акционерное общество
-
Изготовление специфического товара (компоненты ядерного оружия) для гос. заказа;
-
Собственники - частные лица;
-
Рынок монопсонии.
-
Производство товаров народного потребления:
-
Собственник - государство;
-
Конкурентный рынок.
Наиболее сложные и своеобразные проблемы, связанные с участием государства в экономической жизни, далеко не всегда непосредственно относятся к управлению государственными предприятиями и организациями.
Сфера экономической деятельности, в которой не срабатывают рыночные механизмы распределения благ
Ресурсы распределяются не через рынок, а через другие экономические институты, в первую очередь, через государство.
Общественный сектор представляет собой такую область экономики, где:
-
рынок не действует или только частично действует, а, следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;
-
производятся и потребляются не частные, а общественные блага;
-
экономическое равновесие между потребителями общественных благ осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов.
Отличие организаций частного и общественного сектора
-
в общественном секторе организации являются некоммерческими (то есть, не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли);
-
доминирующую роль в общественном секторе играет государство.
Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни:
доходы и расходы бюджета
поток ресурсов все то, чем владеет государство
запас ресурсов
Для частного субъекта поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом) и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами.
Для государства доля общественного сектора в национальном доходе существенно отличается от его доли в совокупном капитале.
Это вызвано 2-мя обстоятельствами:
-
государство часто контролирует огромные ресурсы, которые не получают надлежащей экономической оценки в качестве потенциальных или реальных факторов производства.
-
расходы государства в конечном счете характеризуют услуги, предоставляемые им на нерыночной основе.
-
И запас, и поток ресурсов общественного сектора частично изъяты из рыночного оборота.
В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный сектор, как правило, занимает прочное положение в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других.
-
Ключевой предпосылкой становления общественного сектора выступает приватизация:
-
юридическое закрепление частной собственности;
-
переориентация предприятий (во многом независимо от формы собственности) с выполнения плановых заданий на рыночную конъюнктуру и собственные экономические интересы.
-
В итоге: государство становится контрагентом самостоятельных предприятий, а также негосударственных некоммерческих структур.
Структура общественного сектора определена с позиций плюрализма форм собственности:
Экономическая сторона собственности: базисные отношения присвоения