Журналистика и экономический фактор. Правовые и экономические основы организации информационного бизнеса

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт массовых коммуникаций

Одобрено  методической                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»:

комиссией ИМК ДВГУ                            

«  1  » декабря 2003 г.                                                                                  Директор ИМК ДВГУ

Председатель МК                                                                                         В.В.

                                                                         «15 »декабря    2003  г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Экономика и менеджмент СМИ»

специальность 021400 – Журналистика

Факультет журналистики

Кафедра теории и практики журналистики

Курс – 4, ОЗО

Семестр - 8

Лекции – 8 часов

Практические занятия - нет

Семинарские занятия - нет

Лабораторные работы - нет

Всего часов -8

Самостоятельная работа – 34 час.

Реферативная работа - нет

Контрольная работа - нет

Экзамен - нет

Зачет – 8 семестр

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ» (М.: МГУ, 2000).

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры  « 15 »декабря 2003г.

Заведующий кафедрой – доцент, к.ф.н. В.В.

Составитель – , доцент, к.ф.н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Экономика и менеджмент СМИ» является составной частью дисциплины «Основы журналистики» и призван знакомить студентов с теоретическими и практическими основами деятельности редакций средств массовой информации в области управления и экономики. Курс закладывает фундамент для дальнейшей практической работы студентов в редакциях СМИ во время производственной практики.

Курс имеет преимущественно лекционный характер, однако студенты имеют возможность в ходе семинарских занятий конкретизировать отдельные положения курса, выяснить неясные, спорные или дискуссионные вопросы.

Курс заканчивается экзаменом, на котором студент должен продемонстрировать знание основных теоретических положений экономики редакций СМИ и управления редакционными коллективами, умение разбираться в тех или иных практических ситуациях.

Учебная литература по управленческой части курса довольно разнообразная, но устаревшая (издана преимущественно в 80-х годах), по экономической части курса учебных пособий крайне мало и они не дают реальной картины экономической деятельности редакций СМИ.

1.  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (8 час.)

    1. Журналистика и экономический фактор.

Роль экономического фактора в возникновении и развитии журналистики и СМИ.

Информационный рынок. Закономерности его формирования и развития. Массовая информация как товар на информационном рынке.

2.  Правовые и экономические основы организации информационного бизнеса.

Правовые предпосылки информационного бизнеса. Отношения учредителя, владельца, издателя, распространителя и редакции СМИ.

Экономические предпосылки информационного бизнеса. Экономическая база издания. Проблемы собственности, владения информационным предприятием и его названием.

Организационно-правовые формы организации информационного бизнеса.

3.  Основы редакционно-издательского маркетинга.

Понятие маркетинга. Особенности редакционно-издательского маркетинга, его цели, задачи и направления.

Рынок периодических изданий и его изучение. Выбор информационной ниши. Конкуренция и конкурентные ситуации.

Методы маркетинга, его редакционная служба.

4.  Финансовая политика редакции.

Финансовая база издания. Уставной фонд предприятия. Основные и оборотные средства.

Бюджет редакции СМИ. Бюджет и баланс редакции, их структура. Расходная и доходная части бюджета. Прибыль редакции, балансовая и чистая прибыль, возможность ее использования.

Тиражная политика редакции периодического издания.

Реклама в СМИ. Рекламная политика редакции.

Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства.

Бизнес-план редакции.

5.  Основы редакционного менеджмента.

Экономические принципы редакционной деятельности. Производственный и финансовый менеджмент. Службы редакционного менеджмента.

Менеджмент и редакция: ее величина и состав. Кадровая политика редакции. Менеджмент и структура редакционного коллектива.

Организационные принципы редакционной деятельности.

Менеджмент и управление редакционным коллективом. Уровни менеджмента в редакции. Экономические основы управления коллективом.

Экономические основы труда журналиста. Трудовые отношения в редакционном коллективе.

6.  Менеджмент и периодическое издание.

Имидж периодического издания. Его название как фирменное имя, торговая марка.

Дизайн издания и его популярность.

7.  Распространение периодического издания.

Рынок распространителей. Стратегия и тактика распространения. Методы распространения и реализации тиражей. Редакционная служба распространения.

8.  Менеджмент и этика. Менеджмент и закон.

Этические нормы взаимоотношений менеджера с руководителями и сотрудниками редакции.

Экономическая целесообразность и эффективность соблюдения норм закона в процессе редакционного менеджмента. Отрицательные последствия их нарушения.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.  Информационный рынок в России.

2.  Редакционно-издательский маркетинг.

3.  Конкуренция на информационном рынке.

4.  Планирование и методы редакционно-издательского маркетинга.

5.  Бюджет редакции (компании).

6.  Методы распространения периодического издания.

7.  Редакционный менеджмент.

8.  Закон и этика в практике редакционного менеджмента.

II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (34 час.)

1. Знакомство со специальными периодическими изданиями («Журналист», «Профессия – журналист», «Среда» и др.).

2. Знакомство с научной и научно-популярной литературой по проблематике курса.

3. Анализ редакционной практики с точки зрения экономики и организации управления.

4. Изучение документов, регламентирующих экономические, организационные

Похожие материалы

Информация о работе