ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт массовых коммуникаций
Одобрено методической «УТВЕРЖДАЮ»:
комиссией ИМК ДВГУ
« 1 » декабря 2003 г. Директор ИМК ДВГУ
Председатель МК В.В.
«15 »декабря 2003 г.
дисциплины
«Экономика и менеджмент СМИ»
специальность 021400 – Журналистика
Факультет журналистики
Кафедра теории и практики журналистики
Курс – 4, ОЗО
Семестр - 8
Лекции – 8 часов
Практические занятия - нет
Семинарские занятия - нет
Лабораторные работы - нет
Всего часов -8
Самостоятельная работа – 34 час.
Реферативная работа - нет
Контрольная работа - нет
Экзамен - нет
Зачет – 8 семестр
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ» (М.: МГУ, 2000).
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры « 15 »декабря 2003г.
Заведующий кафедрой – доцент, к.ф.н. В.В.
Составитель – , доцент, к.ф.н.
Курс «Экономика и менеджмент СМИ» является составной частью дисциплины «Основы журналистики» и призван знакомить студентов с теоретическими и практическими основами деятельности редакций средств массовой информации в области управления и экономики. Курс закладывает фундамент для дальнейшей практической работы студентов в редакциях СМИ во время производственной практики.
Курс имеет преимущественно лекционный характер, однако студенты имеют возможность в ходе семинарских занятий конкретизировать отдельные положения курса, выяснить неясные, спорные или дискуссионные вопросы.
Курс заканчивается экзаменом, на котором студент должен продемонстрировать знание основных теоретических положений экономики редакций СМИ и управления редакционными коллективами, умение разбираться в тех или иных практических ситуациях.
Учебная литература по управленческой части курса довольно разнообразная, но устаревшая (издана преимущественно в 80-х годах), по экономической части курса учебных пособий крайне мало и они не дают реальной картины экономической деятельности редакций СМИ.
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (8 час.)
1. Журналистика и экономический фактор.
Роль экономического фактора в возникновении и развитии журналистики и СМИ.
Информационный рынок. Закономерности его формирования и развития. Массовая информация как товар на информационном рынке.
2. Правовые и экономические основы организации информационного бизнеса.
Правовые предпосылки информационного бизнеса. Отношения учредителя, владельца, издателя, распространителя и редакции СМИ.
Экономические предпосылки информационного бизнеса. Экономическая база издания. Проблемы собственности, владения информационным предприятием и его названием.
Организационно-правовые формы организации информационного бизнеса.
3. Основы редакционно-издательского маркетинга.
Понятие маркетинга. Особенности редакционно-издательского маркетинга, его цели, задачи и направления.
Рынок периодических изданий и его изучение. Выбор информационной ниши. Конкуренция и конкурентные ситуации.
Методы маркетинга, его редакционная служба.
4. Финансовая политика редакции.
Финансовая база издания. Уставной фонд предприятия. Основные и оборотные средства.
Бюджет редакции СМИ. Бюджет и баланс редакции, их структура. Расходная и доходная части бюджета. Прибыль редакции, балансовая и чистая прибыль, возможность ее использования.
Тиражная политика редакции периодического издания.
Реклама в СМИ. Рекламная политика редакции.
Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства.
Бизнес-план редакции.
5. Основы редакционного менеджмента.
Экономические принципы редакционной деятельности. Производственный и финансовый менеджмент. Службы редакционного менеджмента.
Менеджмент и редакция: ее величина и состав. Кадровая политика редакции. Менеджмент и структура редакционного коллектива.
Организационные принципы редакционной деятельности.
Менеджмент и управление редакционным коллективом. Уровни менеджмента в редакции. Экономические основы управления коллективом.
Экономические основы труда журналиста. Трудовые отношения в редакционном коллективе.
6. Менеджмент и периодическое издание.
Имидж периодического издания. Его название как фирменное имя, торговая марка.
Дизайн издания и его популярность.
7. Распространение периодического издания.
Рынок распространителей. Стратегия и тактика распространения. Методы распространения и реализации тиражей. Редакционная служба распространения.
8. Менеджмент и этика. Менеджмент и закон.
Этические нормы взаимоотношений менеджера с руководителями и сотрудниками редакции.
Экономическая целесообразность и эффективность соблюдения норм закона в процессе редакционного менеджмента. Отрицательные последствия их нарушения.
1. Информационный рынок в России.
2. Редакционно-издательский маркетинг.
3. Конкуренция на информационном рынке.
4. Планирование и методы редакционно-издательского маркетинга.
5. Бюджет редакции (компании).
6. Методы распространения периодического издания.
7. Редакционный менеджмент.
8. Закон и этика в практике редакционного менеджмента.
II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (34 час.)
1. Знакомство со специальными периодическими изданиями («Журналист», «Профессия – журналист», «Среда» и др.).
2. Знакомство с научной и научно-популярной литературой по проблематике курса.
3. Анализ редакционной практики с точки зрения экономики и организации управления.
4. Изучение документов, регламентирующих экономические, организационные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.