ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Зоя Григорьевна Прошина
Язык как предмет языкознания
Лекция 1.
План
-
Наука о языке, ее предмет. Филология и лингвистика. Основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками (философией, обществознанием, естествознанием, математикой)
-
Краткая история языкознания. Возникновение, основные направления и школы.
-
Образование и историческое развитие языков. Язык в статике и динамике, синхронии и диахронии.
ЛИТЕРАТУРА
-
Вендина Т.И. Введение в языкознание: Рек. УМО РФ в качестве учебного пособия. – М.: Высшая школа, 2002. – Введение. Глава 1,3, 4.
-
Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1975. - Гл. 5
-
Реформатский А.А. Введение в языковедение: Рек. МО РФ в качестве учебника – М.: Аспект-Пресс, 2001. - Гл. 1 §1, 5, 6; гл. 7
-
Введение в языкознание: Хрестоматия: / Сост. А.В.Блинов, И.И.Богатырева, В.П.Мурат, Г.И.Рапова. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – С.10-15, 23-25, 37-49 (Ф.де Соссюр); 55-59 (Бодуэн де Куртенэ), 280- (Мейе)
Наука о языке, ее предмет
Язык
-
Лингвистика
-
(= языковедение, языкознание)
-
лат. lingua «язык»
-
наука о сущности языка, его структуре и системе, функцио-нировании, законах развития
-
Филология
-
(= языковедение + литературоведение)
-
греч. philo «люблю» + logos «слово»
-
наука о тексте; духовной культуре человека, изучаемой через текст
Основные разделы лингвистики
-
общая – частная
-
теоретическая – прикладная
-
внутренняя - внешняя
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
-
Общее языкознание изучает общие свойства, признаки и качества человеческого языка вообще или целого ряда языков
-
Частное языкознание исследует отдельные языки или группы языков
Прикладная лингвистика
-
методика преподавания языков
-
лексикография
-
экспериментальная фонетика
-
автоматическая обработка текста
-
автоматическое распознавание и синтез речи
-
создание систем письма
ЛИНГВИСТИКА
-
Внешняя (экстра-)
-
социолингвистика
-
лингвокультурология
-
психолингвистика
-
лингвогеография
-
этнолингвистика
-
Внутренняя (интра-)
-
фонетика / фонология
-
грамматика = морфология + синтаксис
-
лексикология = семантика + фразеология + этимология
-
стилистика
ФОНЕТИКА - ФОНОЛОГИЯ
-
учение о звучащей речи (строение, классификация звуков, их производство и восприятие, слог, интонация, ритм)
-
учение о функциях звуков, интонации и др. элементов
ГРАММАТИКА
-
морфология
-
изучает словоизменение
-
синтаксис
-
изучает порядок слов, построение словосочетаний и предложений
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
-
МОРФОЛОГИЯ или ЛЕКСИКОЛОГИЯ?
-
словоизменение, словообразование
-
формообразование
-
стол-ик, столика
-
стол-ов-ый, столовая
-
за-стол-ье
ЛЕКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА
-
Семасиология
-
греч. semasia «значение,смысл» = logos «слово»
-
учение о значении слов
-
от слова к предмету
-
Ономасиология
-
греч. onoma «имя» + logos «слово»
-
учение о назывании (номинации)
-
от предмета к слову
Семасиология / Ономасиология
экстралингвистика - интралингвистика – интерлингвистика: лингвоконтактология, переводоведение
Краткая история языкознания
-
ок. 3000 лет назад –регистрация первых языковедческих идей
-
5 в. до н.э. – грамматика Пáнини – первое научное описание древнеинд. лит. языка (санскрита)
-
1 тыс-летие до н.э. – языкознание в Др.Греции, в Мессопотамии, Сирии , Египте: мифы (Вавилонская башня), религ. представления («Вначале было слово…»)
-
Первые прикладные работы по лингвистике возникли в древнем Китае:
-
3-2 вв. до н.э. – первый толковый словарь;
-
в нач. н.э. – первый диалектный словарь
Европейская лингвистическая традиция
-
начало в Древней Греции
-
4 в. до н.э. – грамматика греческого языка Платона
-
грамматика = «искусство письма»
-
частное языкознание
-
XIX в. - общее языкознание: В. фон Гумбольдт
Направления исследования языка
-
сравнительно-историческое (компаративистика) – XIX в. (Ф.Бопп, Я.Гримм, К.Раск, А.Х.Востоков)
-
типологическое - 1830-е гг. (Ф.и А.Шлегели, В.фон Гумбольдт, Ф.Бопп, Ф.Фортунатов)
-
ареальное – 1980-е (А.Пикте, Г.Шухардт, И.Шмидт, А.Мейе, М.Бартоли, Э.Макаев)
-
психологическое – 1850-е (Гумбольдт, Г.Штейнталь, А.Потебня)
-
структурное – 1920-60-е гг. (Ф. Де Соссюр, И.А.Бодуэн де Куртенэ, Ф.Фортунатов, Р.Якобсон)
-
описательное (дескриптивизм) – 1930-50-е гг. США (Л.Блумфилд)
-
антропоцентрическое, когнитивное – 1980-е (Р.Лангакер,Э.Рош, Е.Кубрякова)
Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика)
-
Откуда произошли языки?
-
Как они родственны друг другу?
-
Как они развивались?
Типологическое языкознание
-
Что общего между языками, даже не родственными друг другу?
-
Чем отличаются языки друг от друга?
-
Какие типы языков можно выделить?
Ареальная лингвистика
-
Как территориально распространены языковые явления?
-
Как взаимодействуют контактирующие языки и диалекты?
-
Как соотносится язык и диалект?
Лингвистический психологизм
-
Как в языке отражается «дух народа»?
-
Как живая речь отражает сущность и происхождение языка?
-
Как мысль связана с языком?
Структурная лингвистика
-
Каковы структурные элементы языка и как они связаны?
-
Как из меньших единиц языка порождаются большие?
-
Как происходит изменение (трансформация) предложения?
Описательная (дескриптивная) лингвистика
-
Какие языковые единицы выделяются в тексте?
-
Каковы правила их расположения?
-
В каких позициях встречаются языковые элементы и каково их окружение (дистрибуция)?
-
Какую модель языка можно вывести?
Когнитивная лингвистика
-
Как язык отражает процесс познания мира?
-
Как язык представляет ментальные структуры (образы)?
-
Как язык обеспечивает общение, в том числе народов с разными культурами?
Образование и историческое развитие языков
Глоттогенез - процесс становления человеческого естественного звукового языка, отличного от других знаковых систем
ок. 100 тыс. лет назад (после неандертальцев)