Публикации относительно молодежной культуры появлялись еще в 1930-е гг., однако всплеск интереса к этому феномену связан с протестными движениями конца 1950-1960-х гг., когда молодежь была осознана как источник социальных проблем в обществах Запада. К этому периоду относится популярность определения молодежных движений в терминах «контркультуры» [12, 23]. Отказ молодежи от традиционных культурных ценностей и способов организации жизни трактовался как отказ от всякой культуры вообще, как ее разрушение, неприятие самого существования культуры, как системы регуляции и организации поведения. Такая трактовка вполне подтверждалась протестными лозунгами самих представителей этих движений.
Очень характерное отношение к молодёжным движениям как к «ипс1ег§гош1с1» (андеграунд, подполье), когда молодежная культура помещалась за пределы видимого мира [13].
Когда в 1980-х гг. молодежные движения в СССР замечаются политиками и исследователями, вырабатывается некая линия противостояния. Для отечественных исследований во время возникновения массового интереса характерно определение молодёжных движений как «неформальных объединений» или «неформалов» [10, 34, 35]. В начале 90-х в исследованиях неформалам уделялось большое внимание, т.к. в период перестройки общество нуждалось в преобразовании духовной и социальной жизни, надежда на поиск новых социальных технологий для решения проблем духовной жизни виделось в появлении новых организаций и объединений, молодёжных течений. Научный интерес подстёгивался социальным интересом и появившейся возможностью изучения [21, 26].
В наши дни наиболее общепринятым стало определение «молодежная субкультура», которое несколько изменило свой первоначальный смысл. Частица «суб-» означает уровень - как подсистему более широкой культурной общности. Это определение означает включение молодежных ценностей в рамки «культуры», на правах подсистемы, указывает на своеобразие норм и ценностей, символики и атрибутики молодежных сообществ [11, 25, 30, 51]. За носителями движений признаётся право на такой образ жизни [60].
В социальной антропологии субкультуры изучались в рамках гуманистической традиции, в которой выделились два течения и, следовательно, две стратегии изучения субкультур [40]. Первая: реконструкция жизненных миров - красочность, эмоциональность восприятия реальности, организованное символической системой; в её задачи входит реконструкция мировоззрения, запечатление мира таким, каким он открывается членам группы. Вторая: реконструкция социальных форм -практическая применимость; задачей данной стратегии является реконструкция правил, которые могли бы позволить стать членом группы.
Молодёжные культуры часто становились объектами исследований. Очень интересна работа В. Тэрнера, который рассматривал молодёжную культуру как поле для исследования символа и ритуала, работа посвящена ритуалам лиминальности, т.е. переходного состояния, и лиминальным сообществам, в качестве одного из примеров он рассматривает общины хиппи [45].
Своеобразие молодёжного слэнга привлекало исследователей, именно это выражение субкультуры выделяется в первую очередь. Известны работы, посвященные фольклору и слэнгу [3, 37]. Следует отметить работы Кона И.С, посвященные ритуалам и атрибутике молодёжных сообществ, а также других исследователей [22, 46, 47, 53, 54].
Но для научной традиции в СССР (а позже и России) характерны исследования молодёжных субкультур в социологической парадигме [12, 15, 34]. В социологической литературе последних лет подводятся итоги, делается анализ современной ситуации. Например, Луков В.А. считает, что «для значительной части молодёжи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодёжных субкультур» [64, С.80]. Если у молодого человека нет средств, то «при решении вопроса присоединиться к той или иной субкультуре и там заниматься самоутверждением, самореализацией и отработкой социальных ролей или зарабатывать на жизнь, вряд ли выбор падет на молодёжную субкультуру», - считает другой исследователь, Левикова СИ. [25, С.285]. Заметим, что, например, в субкультуре, преемствующей традиции хиппи («система» и последующие трансформации), существуют практики, помогающие выжить практически без денег, да ещё в чужом городе, а также делается все, чтобы поддерживать маргинальное положение, находясь в постоянном поиске (продление времени обучения: оставить университет, находясь на четвёртом курсе, и поступить на первый и т.п.)
В педагогической литературе возникновение молодёжных субкультур
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.