Любая культура как совокупность ценностей, убеждений, образно-символических средств. Совокупность норм и ценностей, отличающая определенную группу

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Однако, что при определенных условиях субкультура из обычного «отклонения» от официальной, господствующей культуры может превратиться в ее полное, радикальное отрицание, выступая как средство разрушения ее содержания и форм. Такие процессы определяют порождение контркультуры, насильно насаждающей свою систему норм и ценностей молодежи. Контркультура достаточно агрессивна и ярко нигилистически настроена. Для контркультуры характерны нонконформизм, радикальность, революционность.

Феномен субкультуры, как и контркультуры, отразил существенную особенность современного состояния культуры: постоянное ускорение ее развития. Социокультурные изменения совершаются со скоростью, превышающей адаптационные возможности человека. На протяжении жизни одного поколения смена систем социокультурных ценностей может происходить два-три, а то и больше количество раз. Это приводит к тому, что многие группы не могут эффективно приспособиться к быстро меняющейся жизни, к новым нормам и правилам. В этих условиях субкультура и контркультура выступают как механизм отклонения, искажения, как стабилизирующий фактор развития культуры: в них реализуется и определенным образом оформляется активно-творческих потенциал наиболее энергичных молодых групп общества, их преобразующая деятельность, выходящая за рамки общепринятых норм и правил.

Социокультурная активность, аккумулированная в субкультурных системах, образует то пограничное поле, в котором создаются и вырабатываются новые ценности, новые варианты поведения, новые социопсихические ориентации.

Субкультурные и контркультурные ориентации в обществе – это способ рождения новых норм и ценностей, новых мотивов и способов деятельности; это та альтернатива, без которой немыслимо никакое движение вперед. Субкультура – форма социокультурной поисковой деятельности, связанная с проблемами идентификации и культурного выбора; она готовит смену ценностных установок и, следовательно, культурной системы в целом. Это не просто отклонения от линии развития господствующей культуры, а катализатор ее изменений. С другой стороны, субкультуры свидетельствуют о нарастании процессов дифференциации и атомизации культуры, что свидетельствует о ее кризисе, «перезрелости», и о нарастающей потребности в обновлении.

Обозначенное выше определяет актуальность выбранной темы исследования, поскольку именно детальное изучение процессов формирование субкультур, и особенно молодежных, способствует составлению образов будущей, возможно, мировой культуры, прогнозированию ее форм и составляющих.

Значимость данного исследования выражена в том, что впервые в рамках единого исследования, помимо общей типологии, представлено детальное описание таких представителей современной молодежной субкультуры как «хип-хопперы» и «анимешники», проанализированы общие принципы объединения представителей данных групп, их основные формы поведения, ценности, характерные признаки. Кроме того, представленные характеристики могут быть использованы в работе социально-психологических служб и отделов (комитетов) по делам молодежи на региональном и муниципальном уровнях, в образовательных учреждениях.

Феномен субкультур, и в частности молодежных, все чаще обращает на себя научное внимание социологов, психологов, антропологов, педагогов и историков, определяя появление новых глубинных исследований данного явления. Но, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных молодежи как объекту социогуманитарного познания и в частности — молодежным субкультурам, нельзя сказать, что дана исчерпывающая характеристика процессов, происходящих в молодежной среде (субкультуре).

Впервые вопрос о существовании молодежных субкультур был поставлен Т.Парсоном, и до сих пор его понимание молодежных субкультур, как подготовки  к усвоению ролей «взрослого» общества, остается базовым. Однако, еще в первой половине XX столетия Р. Парком и Э. Берджессом была предложена типология групп по принадлежности, а также Э. Богардусом – концепция социальной дистанции. Эти работы с успехом могут экстраполироваться на молодежную субкультуру, поскольку отражают атрибутное свойство практически всех неформальных молодежных объединений. Именно этот период можно считать началом изучения молодежных субкультур.

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов XX в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультур велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялась тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Сказывалось и то, что субкультуры, свойственные Западу были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодежи.

С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным как в России, так и за рубежом. В этот период публикуются работы В.Ф. Левикова, З.В. Сикевича, В.Я, Суртаева, Т.Б. Щепанской, Х. Пилкингтона, М.Брейка, С.Холла и др. В этот период в работах зарубежных авторов показывается

Похожие материалы

Информация о работе