31.Социализация, и ее роль в жизни человека и общества. Социализация - процесс формирования и развития личности, проходящий через всю жизнь человека и базируется на социальном взаимодействии и состоит в приобретении индивидуумом социального опыта. Роль социализации в жизни личности и общества теми задачами, которые она решает: 1. Превращение человеческого детеныша из биологического существа в личность. 2. Предоставление людям возможности взаимодействовать друг с другом посредством их социальных ролей. 3. Обеспечение сохранения общества. От успеха социализации зависит, насколько личность усвоит психическое состояние другого человека. "Адаптивная теория психической нормы": Определяется способностью индивида к адаптации, т.е. приспособление к изменяющимся условиям. Определяется способностью индивида к реадаптации, т.е. способностью индивида приспосабливаться к другим людям. Конкурентноспособностью. Для общества социализация является гарантией того, что представители нового поколения смогут занять место старших, смогут перенять опыт, ценности. Неполадки в системе социализации порождают конфликты поколений, которые ведут к распаду общества, утрате его культурных ценностей. Поэтому есть ВОСПИТАНИЕ - оно обеспечивает надежность социализации, являясь целенаправленной формой социализации. Целью воспитания является подготовка личности к участию в определенных видах деятельности, а так же формирование у нее определенных личностных качеств. В любой культуре есть определенные качества, которые ценятся выше, чем другие (именно эти качества культура и воспитывает в человеке). В США такие качества, как: полагаться на свои силы; сила воли; агрессивность. В России: коллективизм, духовность, милосердие, почтительность и т.д. Социализация - процесс, который идет в двух направлениях: от старших к младшим, и, наоборот, от младших к старшим и называется - обратная социализация. 32. Факторы социализации. 1. Физические черты человека (пол, возраст, вес, цвет волос, состояние здоровья). 2. Окружающая среда - это микросреда, в которой человек вращается (общение, взаимодействие с другими личностями и т.д.). 3. Индивидуальный опыт - экстремальные условия (потеря родителей, потеря руки или ноги и др.) 4. Особенности культуры. Различные культуры практикуют различные подходы к социализации, формируются различные способы социализации. В Европейской культуре, например, ребенка приучают к более или менее строгой дисциплине с самого рождения. В определенном возрасте, по решению родителей, ребенка отрывают от груди и бутылочки и приучают к другой еде. В Японии все наоборот - ребенка кормят грудью до такого времени, которое необходимо; носят ребенка так, чтобы тело ребенка соприкасалось с телом матери. 33. Теория социализации Б. Скиннера. Его теория базируется на 2-х признаках: 1. Роль научения. 2. Принцип опирантного обуславливания, согласно которому регулирование происходит путем психологического подкрепления. Подкрепление бывает 3-х видов: Позитивное Негативное Наказание Эффективность наказания зависит: - наказание должно следовать немедленно за проступком; - наказание должно следовать каждый раз за проступком; - способ наказания должен быть адекватным; - наказание должно быть неотвратимым; - наказание должно применяться с максимальной интенсивностью; - альтернативное поведение несовместимое с нежелательным должно сразу подкрепляться. Несоблюдение этих правил ведет к: - усиление негативного эмоционального фона; - опасность агрессии; - избегание ситуаций, ассоциируемых с наказанием; - стереотипизация поведения, т.е. человек боится сделать шаг в сторону, т.к. боится наказания; - нарастание тенденции использовать самому наказание; - снижение самооценки. Скиннер считает, что плохих людей не бывает - люди никакие, т.е. не плохие и не хорошие, главное к каждому подобрать адекватную систему к каждому человеку. 34. Теория социализации Дж. Мида. Он рассматривал социализацию как процесс принятия роли, в основе которого лежит процесс межличностного взаимодействия. Этот процесс проходит 3 стадии: 1. Стадия имитации. Дети копируют поведение старших, не понимая этого. 2. Стадия ролевых игр. Дети понимают поведение как исполнение определенной роли. 3. Стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать то, чего ожидает от него целая группа, т.е. правила игры. Это является подготовкой детей к выполнению правил в жизни общества - ребенок приобретает чувство социальной идентичности. 35. Теория социализации Ж. Пиаже. Пиаже рассматривал когнитивное развитие личности (так называется его теория) как процесс обучения мышлению. Во-первых, он устанавливает зависимость развития интеллекта от формирования мозга. Во-вторых, он выделил 4-е стадии когнитивного развития личности. В 3-х, ребенок должен пройти все стадии, т.к. каждая последующая стадия базируется на предыдущей. 1. Сенсомоторная (от рождения до 18 месяцев). Характеризуется тем, что дети в развитии способны в течении длительного времени удерживать образы в памяти. 2. Дооперациональная (от 18 месяцев до 7 лет). Характеризуется использованием символов, в том числе и слов. Ребенок использует символы в приеме подражания, а так же в предметно-ролевой игре. Ребенку трудно представить, как видят другие то, что видит он сам. Незнание законов вещества и количества, т.к. они могут удерживать во внимании только одну характеристику, т.е. их мышление центрировано. 3. Стадия конкретных операций (от 7 лет до 12 лет). Формирование способности понимать логические правила и давать логические объяснения, поэтому дети легко справляются с решением задач на сохранение. На этой стадии дети овладевают следующими операциями: - сериация, т.е. способность ранжировать предметы по к.-л. Измерительному параметру; - относительность, т.е. способность определять такие термины, как выше, короче и т.д. 4. Стадия формальных операций (после 12 лет). Способность рассуждать о гипотетических проблемах, как - будто это могло быть по-настоящему. Пиаже говорит, что в возрасте от 5 до 12 лет представление о справедливости меняется от нравственного реализма до нравственного релятивизма. Нравственный релятивизм - каждый имеет право на справедливость и уважение. В возрасте от 11 лет подростки отказываются слепо повиноваться взрослым и рассматривают законы нравственности как результат согласования взаимоотношений сверстников. 36. Теория социализации Л. Кольберга. Выделяет стадии развития личности, которые развиваются в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой связан с развитием когнитивных навыков и способностью к эмпатии. 1 уровень. Доусловный (доморальный). Ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями (от 4 до 10 лет). Ребенок подчиняется общепринятым правилам, чтобы избежать наказания. Ребенок подчиняется, чтобы заслужить поощрение. 2 уровень. Уровень традиционной нравственности. Здесь ориентирование на заданные извне правила и требования. Ребенок руководствуется желанием одобрения со стороны. 3 уровень. Уровень автономной морали. Ориентация на внутренневоспринятую и усвоенную систему принципов. У людей, достигших этой стадии, есть собственная этика, которую они сами создали и усвоили. Недостатки теории Кольберга: многие достигают каждый из указанных уровней несколько позднее, а именно остаются на первом уровне. Большинство взрослых останавливаются на втором уровне. Люди часто не вписываются в к.-либо стадию, т.е. те, кто находится на одной и той же стадии могут действовать по-разному в идентичных ситуациях. 37. Теория социализации З. Фрейда. Биологические побуждения, особенно секс, противоречат культурным нормам, а социализация - это процесс обуздания данных побуждений. Теория Фрейда основана на выделении 3-х элементов в структуре личности: 1. Ид (оно). 2. Эго (Я). 3. Суперэго (сверх Я). Ид - источник энергии, который подпитывает стремление к получению удовольствия. Ид мотивирует отправление всех естественных потребностей. Эго - цензорный компонент личности. Эго руководствуется основным принципом приспособления к реальности, т.е. задерживает высвобождение энергии Ид до появления подходящего объекта. Суперэго - идеализированный родитель, который осуществляет нравственную оценочную функцию, требует от человека хорошего поведения. Периодизация развития личности совпадает с периодизацией его социального развития, которое началось с момента его рождения. 1. Оральная фаза (первый год жизни). Эрогенная зона - слизистая оболочка рта и губ. 2. Анальная фаза (2 и 3 годы жизни). Эрогенная зона - слизистая оболочка ануса. Эта фаза связана с детской борьбой за самостоятельность; тогда, когда родители приучают его к хорошим манерам. 3. Фаллическая фаза (4 - 6 года жизни). Эрогенная зона - пенис. Эта фаза характеризуется детским ананизмом и формированием "эдипова комплекса". С этого момента девочка и мальчик начинают развиваться в разных направлениях. 4. Латентная фаза (с 5-6 лет и до начала пубертатного периода). Сексуальное развитие прерывается. Ранние детские переживания забываются. Дети ориентированы на игры со сверстниками. 5. Генитальная фаза (11-12 лет). Фаза развитой сексуальности. Все влечения подчинены господству либидо и удовлетворению его. Два вида деятельности ребенка, связанного с сексуальностью: 1. Разглядывание, подглядывание. 2. Жестокость. Активная Пассивная (мазохизм) В основе влечения к подглядыванию лежит вопрос - откуда я взялся? Эдипов комплекс складывается между 3-4 годами. Может быть позитивным (любовь к матери и ненависть к отцу) и негативным (наоборот). В результате разрушения Эдипова комплекса возникает Суперэго, т.е. моральные нормы общества. Требования Суперэго: Ты должен быть таким же, как отец; И наоборот. Чем сильнее был "Эдипов комплекс", тем стремительнее было его вытеснение, тем строже будет власть. 38. Теория социализации Э. Эриксона. Выделяет стадии развития личности. На каждой стадии человек сталкивается с типичным для стадии кризисом. Переход на другую стадию осуществляется тогда, когда этот кризис разрешен (даже если он разрешен частично). 1 стадия. Младенческий период. Связан с разрешением противоречия между доверием и недоверием. 2 стадия (1-2 года). Связана с разрешением противоречия между автономией и стыдом сомнения - это когда ребенок отстаивает свои права, познавая мир. К ребенку предъявляются требования в контроле свои кишечные потребности. 3 стадия (3-5 лет). Связана с разрешением противоречия между инициативой чувством вины. На этой стадии развивается двигательная активность ребенка, любознательность, дух соперничества, различие мальчиков и девочек. В результате ребенок конфликтует с окружающими. 4 стадия (младший школьный возраст). Связана с разрешением противоречия между прилежанием и нерадивостью. Дети формируют отношения с учителями и другими взрослыми. Главной задачей является приобретение уверенности в себе и развитие своих способностей. 5 стадия (подростково -юношеский возраст). Связана с разрешением противоречия между становлением индивида и неопределенности в выборе ролей. Происходит половое созревание и поиск своего места в жизни. 6 стадия (молодые годы). Связана с разрешением противоречия между интимностью и одиночеством. Ухаживание, брак, дети и т.д. 7 стадия (средний возраст). Связана с разрешением противоречия между одиночеством и семьей. 39. Семья как агент социализации. Агенты социализации - социальные институты (люди поодиночке или группы людей), которые принимают участие в процессе социализации личности. В качестве основных выделяют: семья, детский сад, школа, сверстники, СМИ. Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанное с ответственностью за воспитание детей и взаимной помощи. Функции семьи: В семье закладываются основы социализации - формируется установка на доверие к окружающим и желание ответить их требованиям. В семье формируется "Я - концепция" ребенка. Основы этой концепции закладываются в раннем детстве, когда значимыми для ребенка являются родители. В семье ребенок получает представление о ценностях общества (Что такое хорошо и Что такое плохо?). В семье ребенок получает представление о ролевом поведении. Формирование языка ребенка. Но также семья может оказать десоциализирующее влияние на ребенка. Типы семьи: 1. Аморально - криминальные, т.е. ребенок воспитывается в криминальной среде. Например, отец - вор и т.д. 2. Аморально - ассоциальные, т.е. у ребенка формируется негативная установка по отношению к людям или к любой социальной группе (учителя, правоохранительные органы). 3. Конфликтные семьи. Здесь существует конфликт между родителями и детьми или между родителями. Этот тип семьи оказывает косвенное десоциальное влияние. 4. Педагогически несостоятельные семьи. Оказывает косвенное влияние. 40. Школа как агент социализации. Агенты социализации - социальные институты (люди поодиночке или группы людей), которые принимают участие в процессе социализации личности. В качестве основных выделяют: семья, школа, сверстники, СМИ. Функции школы: 1. Явные функции. Обучение Образование (обучение письму, счету, формирование личности и т.д.) 2. Латентные (скрытый набор изучаемых предметов, эти предметы не внесены ни в одну школьную программу). Проблемы современной Российской школы: Снижение социального статуса учителя (уходят опытные преподаватели, а молодые в школу работать не идут; нет профессионального отбора преподавателей). Высокая фрустрируемость современного учителя (т.е. высокое напряжение) - высокая педагогическая нагрузка, т.о. срыв преподавателя на своих учениках. Господство авторитарной и репрессивной педагогики. Авторитарный характер - представление о том, учитель всегда прав. Учитель начинает давить своим авторитетом. Репрессивный характер - педагогика, которая признает наказание, не важно заслуживает этого ученик или нет. 41. Сверстники как агент социализации. Агенты социализации - социальные институты (люди поодиночке или группы людей), которые принимают участие в процессе социализации личности. В качестве основных выделяют: семья, школа, сверстники, СМИ. Роль сверстников является решающей в подростковом возрасте. 2 большие группы сверстников: 1. Сверстники, которыми руководят взрослые (учителя, воспитатели, тренеры и т.д.). 2. Сверстники, которые составляют неформальные, стихийные сообщества. Особенность сверстников составляет в том, что они оцениваются как равные. С одной стороны, они могут говорить на равных, а с другой стороны, они безжалостны - они любят за что-то. Стоит учитывать такое понятие как референтная группа - это группа, с которой идентифицирует себе подросток. Способ социализации - это участие в референтнозначимой деятельности, т.е. в такой деятельности, в которой подросток сможет самоутвердиться. 42. СМИ как агент социализации. Агенты социализации - социальные институты (люди поодиночке или группы людей), которые принимают участие в процессе социализации личности. В качестве основных выделяют: семья, школа, сверстники, СМИ. Деятельность СМИ легко поддается централизованному планированию. Существуют оценки интерпретации сообщаемой информации, поэтому, с одной стороны, СМИ дают возможность приобщения к культуре, позволяют видеть то, что человек никогда не видел, если бы не СМИ (охота на львов, чудеса света и т.д.). СМИ могут привести к появлению "ускоренных детей" - это те, кто раньше положенного возраста приобщается к тем сторонам взрослой жизни, от которых взрослые хотели бы их уберечь, прежде всего, это касается интимной стороны жизни. С другой стороны, существует угроза избыточного потребления массовой культуры, а это отрицательно влияет на ребенка. Вывод: Между различными агентами социализации могут возникать конфликты, если они являются носителями разных ценностей. С одной стороны, плюс конфликта в том, что человек сам может выбрать то, что ему надо, а с другой стороны минус в том, что существует возможность возникновения напряженности отношений между людьми, которые выступают в качестве агентов социализации (учитель и родитель). Так же минус еще в том, что существует возможность возникновения внутриличностного конфликта у ребенка поставленного в ситуацию выбора. 43. Понятие реверсной социализации. Это процесс овладения новыми ценностями и ролями для замены старых, ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новым ситуациям. Формы реверсной социализации: Исправление навыков чтения или разговорной речи; Психотерапия и др. Тотальные или тоталитарные институты, специально предназначенные для ресоциализации (армия, дет.дома, псих.клиники, монастыри и т.д.). Характерные черты тоталитарного института: 1. Наличие специального распорядка дня. 2. Единая форма одежды. 3. Отсутствие свободы передвижения. 4. Потеря имени. 5. Изменение внешности. 44. Основные жизненные циклы: детство, взрослость, старость. Жизненные циклы - это зафиксированные в данном обществе этапы становления личности (детство, взрослость, старость). Необходимо различать жизненные и биологические циклы. Жизненные циклы связаны с социальным статусом и с агентами социализации. Биологические циклы связаны с состоянием обмена веществ и с функциями организма. 1. Детство. Этот период первичного обучения и социализации личности, который связан с усвоением определенного набора социальных ролей. Основной чертой является зависимость от старших (отсутствие свободы выбора и др.) 2. Взрослость. Этот период, который начинается с момента прекращения учебы, и связан с использованием социальных ролей. Основные черты: Завершение учебы; Получение постоянной профессии или начало работы; Самостоятельность; Ответственность; Создание семьи; Обычно выделяется: 1. Ранний взрослый возраст. Начинается после прекращения учебы. Главное в этом периоде карьера, создание собственной семьи, рождение ребенка. С рождения ребенка начинается обратная социализация. 2. Средний взрослый возраст. Здесь человек теряет индивидуальные черты и приобретает черты своей социальной группы. Уход детей из родительского дома. Возможно возникновение кризиса среднего возраста. Формы проявления этого различны: - обеспокоенность внешними признаками старения; - страх смерти; Способ выхода из кризиса: - смена рода занятий; - снова начинают учиться; - любовные связи на стороне; 3. Поздний взрослый возраст. Человек успокаивается и готовится к уходу на пенсию. 3. Старость. Это период, когда человек прекращает работу и уходит на пенсию. Зависимость социализации стариков от культуры: В тех обществах, где уважают традиции, старики пользуются большим уважением. В России уважение к старикам было подорвано после Октябрьской революции. В старости развитие личности может прекратиться или даже повернуть вспять. Одиночество стариков связано с тем, что разъехались дети и другими факторами. Хронологически жизненные рамки неопределенны, они зависят от социокультурных факторов. М. Мид ввела такое понятие как "продление детства", т.е. удлинение периода, связанное с обучением. Высшее образование - это легитимная форма отложения взросления. 52. Японский тип организации. Японский тип организации - альтернатива бюрократии. Черты: 1. Найм на работу и продвижение по службе происходит без конкуренции (на Западе - наоборот). 2. Пожизненная система найма. 3. Принцип холистического (целостного) вовлечения в жизнь компании. 4. Неспециализированный тренинг, т.е. перемещение по различным подразделениям компании от низшего к высшему. 5. Коллективное принятие решения. Все эти черты порождают чувство преданности к организации. Японский социолог Оучи 8 лет проработал в различных японских фирмах. Выводы (Оучи): Для таких организаций характерна более низкая оплата при большой интенсивности труда. Для таких организаций характерна работа во внеурочное время. Сходство с самурайской армией. В такой организации человек несвободен, очень низкая его географическая мобильность. 53. Модели бюрократии М. Вебер (идеальная модель), Р. Мертон (дисфункциональная), М. Крозье (транзитная). В основе бюрократической организации Вебера лежит 3 принципа: 1. Иерархии. 2. Компетентности. 3. Деперсонализации. Дисфункциональная модель Мертона появилась как возражение Веберу. Мертон критикует принципы Веберовской бюрократии (он рассматривает реальный аппарат в обществе): 1. Принцип иерархии. Бюрократы - люди, которые одновременно готовы и командовать и подчиняться. Они никогда не учатся на своих ошибках. В случае неудачи они найдут "козла отпущения". Они уверены, что без их указов любое дело развалится. 2. Принцип компетентности. В реальном аппарате это ведет: Бюрократы считают, что их указами можно изменить законы природы. Возникает засекреченность информации - ее предоставляют только нужным лицам. 3. Принцип деперсонализации. В реальном аппарате она носит отчуждающий характер, т.е. управленцы отделились от управляемых и господствуют над ними. К концу 60-х годов ученые пришли к выводу, что ни та ни другая модель не имеют фактического подтверждения. Транзитная модель (Крозье) - бюрократический аппарат всегда находится в состоянии транзита, т.е. от плюса к минусу. Условия транзита: Наличие средств демократического контроля над деятельностью аппарата. Этос чиновника - особая гордость за то доверие, которое ему оказано. Особенности аппарата по Крозье: Американцы быстро решают, но долго исполняют. Французы долго решают и долго исполняют. Русские долго решают и ничего не делают. 54. Основные характеристики современного бюрократизма: традиции и парадоксы. В ходе социалогических исследований за последние годы были выявлены следующие традиции в развитии бюрократической системы: 1. Склонность всех ведомств к бюрократическому централизму. Реализуется эта тенденция через блокировку контроля снизу и сбоку, оставляя только контроль сверху, а он всегда субъективен. 2. Быстрое "размножение" бюрократов. По Парсонсу 6% в год. Способы размножения: Укрепление идеологии, деление мира на "мы" и "они". Культ начальства. Формирование своеобразного языка. Существование бюрократической почвы. 3. Из любых социальных катаклизмов бюрократы выходят сильнее. Существуют разные типы бюрократа: Личность, основной характеристикой которого является суеверие. Он доволен всем и дорожит своим местом. Цепной пес режима - он очень активен, ревностно выступает за режим. Цынник - он умен, знает плюсы и минусы ситуации. 4. В бюрократии нет места дружбе, только может быть выгода от знакомства. Парадоксы бюрократического аппарата: 1) Отсутствие бюрократической дисциплины. Существуют масса приказов, которые не выполняются. Это порождает недоверие к начальству, в то время как идеологией бюрократии является культ начальства. 2) Коллективная безответственность. 3) Легализованное беззаконие. Бюрократы начинают считать, что законы писаны не для них, все это ведет к коррупции, взяточничеству. 18. Теория соц. действия М. Вебера М. Вебер обосновал социологию как науку о социальном действии. М. Вебер определил социологию на первых страницах Хозяйства и общества". Из этой формулировки следует сделать три вывода: 1. Социология должна концентрировать свое внимание на объяснении фактов действия, т.е. она должна вскрыть его определенные регулярности и закономерности. 2. Объяснение этого действия должно происходить посредством понимания, которое означает выявление его смысловой значимости. 3. Это действие необходимо интерпретировать, т.е. представить посредством системы понятий его субъективный смысл. Центральной задачей социологии Вебер объявляет объяснение социального действия. М. Вебер стремился показать то, как важнейшие социальные факты-отношения, порядок, связи - следует определять как особые формы социального действия. Социальное действие приводит к социальному факту. Это - важнейшая мысль Вебера. Результат действия можно объяснить через понимание. Для Вебера понимание является средством для поиска наиболее очевидного и адекватного объяснения данного действия. По Веберу, объяснить действие - значит обнаружить его смысл и цель, т.е. установить его субъективные основания. Действие может быть разной степени рациональности: 1. Целерациональное действие. Данное действие ориентировано на достижение какой - либо цели и построено на рациональном расчете. 2. Ценностнорациональное действие. Данное действие ориентировано на значимые для данного человека ценности. 3. Аффективное действие. Это действие означает продиктованную чувством преданность целевой установке, колеблющейся и изменяющейся согласно чувствам и эмоциям. 4. Традиционное действие. Традиционное действие связано с правилами некоторого порядка, которые могут быть привычными для человека. Вебер также выделяет типы обществ (в зависимости от преобладания в них того или иного типа рациональности): 1. Традиционное общество. Здесь преобладает традиционный и аффективный типы рациональности. 2. Индустриальное общество. Здесь преобладает целерациональный и ценностнорациональный типы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.