Экономическая теория: предмет и методы. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Экономическая теория ( )

(03.08.2011)

Учебники:

1. Экономическая теория под редакцией и

Тема:1. Экономическая теория: предмет и методы.

1) Предмет и функции экономической теории;

2) Основные научные школы и современные направления развития экономической теории;

3) Методы экономической науки;

1. Предмет и функции экономической теории.

Ресурсы и факторы производства.

Работники, капитал (средства, здания, сооружения, транспорт и т.д.), земля, информация, технологии, инновации, деньги.

_____________________________________________________________________________

Производство.

Единичные (на заказ), серийные, массовое, «золотое сечение».

_____________________________________________________________________________

Эффективность.

Продукт (результат), ресурсы (затраты средств).

_____________________________________________________________________________

Реализация.

Продается -> Доход

Предложение -> Спрос

S>D? Переизбыток.

Производить на заказ. Производить по заключенным биржей контрактам. Развивать логистические центры.

_____________________________________________________________________________

Экономическая теория изучает: как общество использует ограниченные ресурсы для производства продукции услуг и удовлетворения своих потребностей.

Экономическая теория как отражение реальных экономических процессов.

↓↑

Национальная экономика (производства, обмен, распространение, потребление, утилизация)

Различают позитивную экономику - которая отражает то что есть в экономике и нормативную экономику - которая показывает что должно быть уже в экономике.

Функции экономической теории.

Экономическую теорию изучают по ряду причин, она выполняет ряд функций.

1) Формирует экономическое мышление и экономическое сознание;

2) Порождает потребность в экономическом образовании (идеологическая функция). Она приводит в систему определенный порядок все массу явлений и процессов экономической жизни. Вырабатывает принципы, правила, формы эффективного хозяйствования. Может обеспечить работника, менеджера и покупателя ценной экономической информацией;

3) Она позволяет обосновать экономическую стратегию и политику демократическому обществу, спрогнозировать экономическую ситуацию и перспективу; (прагностическая функция);

4) Выполняет методологическую функцию по отношению к отраслевым конкретным экономическим дисциплинам.

Экономическая теория призвана раскрывать объективные экономические законы и принципы, по которым развивается экономика.

2. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

Экономическая теория как наука начинается с того момента когда она выступает как система знаний о развитии экономики, общества со своими законами, принципами и методами. Она формировалась в период конца XVII – начала XVIII веком. Первой школой экономической школы был меркантилизм. Основными объектами исследования у меркантелистов были сфера обращения, торговля (особенной внешняя), а экономика и хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантелистов – это неэквивалентный обмен в внешней торговли. Богатства отождествлялось с деньгами, а деньги благородными металлами. Предмет экономической теории у меркантелистов – наука о торговом балансе с превышение вывоза товара над их ввозом. Подлинное развитие экономической теории начинается с классической школы. Её представители – Пети, Смит, Милль, Риккардо, Пику, Кэне. Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства, положила начало теории трудовой стоимости. Широко известна школа как Маржинализм. Представители – это Визер, Менгер, Беем-Баверк. Эта школа разрабатывала проблематику предельной полезности. Монитаризм (Фридмен) рассматривает денежное обращение как главные рычаги рыночного регулирования, обеспечение устойчивости бескризисного развития экономики. Широко известен в конце XIX – начале XX веков марксистский левинизм. В дальнейшем  широко развивается кейнсианство. Идеи свободного рыночного развития представлены в неолиберализм. Эти идеи развивались немецкими экономистами и политиками (Ойкен, Эрхард). В Беларуси реализуется концепция формирования социально ориентированной рыночной экономики, с учетом опыта Германии, Франции, Швеции.

3. Методы экономической науки.

В экономической науке широко используются различные общенаучные

Похожие материалы

Информация о работе