Циклический дефицит отражает изменения в налогах и расходах, происходящие авто-ки в результате колебаний эк. цикла. Цикл. дефицит гос. бюджета яв-ся результатом действия встроенных стабилизаторов эк-ки[1]. Возникает в рез-те цикл-го падения пр-ва.
Разница м\д совокупными расходами и поступлениями в течение определенного Тt определяется 3 основными фак-ми: долгосрочной тенденцией в динамике налогов и расходов: положением эк-ки в промышленном цикле в рассматриваемый Т; текущей политикой в области бюджетных расходов и доходов, к-ая может отклонять их от долгосрочной тенденции. Дефицит государственного бюджета м.б. покрыт следующим образом: а) государственные займы Þ накапливание гос.долга, увеличение доли бюджетных ср-в, направляемых на его погашение и обслуживание;
б) увеличение налогообложения;
в) эмиссия денег Þ инфляция
Гос.займы: внешнее (иностранное) финансирование: на безвозмездной основе и займы и кредиты; внутреннее финансирование: инфляционное и неинфляционное.
Эмиссия денег: прямой выпуск ден.знаков в обращение, косвенно - путем выпуска гос. ц\б и реализации их КБ, к-ые увеличивают свои резервы и посредством банковского мультипликатора увеличивают кол-во денег в обращении.
Покрытие бюджетного дефицита за счет внутренних неинфляционных источников (займов у населения и финансовых структур) может какое-то время давать положительный стабилизирующий эффект для эк-ки, но имеет скрытые недостатки (напр., сужение границ внутреннего спроса), приводящие в перспективе к разрушительным последствиям. Длительное применение этого механизма вызывает переориентацию ДП на финансовые рынки краткосрочных гос. обязательств, а, следовательно, обескровливание реального сектора, снижение привлекательности кредитов для эк-ки и рост ссудного %. Альтернативный путь – увеличение гос. расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, к-ую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных “прорывных” инвестиционных проектов, способных дать эк-ке новые импульсы к росту.
Опр-ть величину бюджетного дефицита невозможно без величины гос.долга.
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины к-го связаны со спадом пр-ва, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию ВПК, ростом объемов теневой эк-ки, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.
Внутренний долг - величина задолженности своим гражданам и предприятиям. Он $ в виде S выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг – задолженность гражданам и организациям ино государств. Классификация вкл. след. подгруппы:
- кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
- кредиты, полученные от иностранных КБ и фирм;
- кредиты, полученные от МФО.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства (правительства, ЦБ, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (%) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств.
Мероприятия по управлению гос. долгом:
• политика рефинансирования,
• конверсия займа — изменение доходности займа путем снижения или повышения %-ой ставки дохода, выплачиваемого гос-ом своим кредиторам.
• консолидация займа — изменение гос-ом сроков действия ранее выпущенных займов.
• унифицирование займов — обмен нескольких ранее выпушенных займов на один новый.
• аннулирование — полный отказ гос-ва от своих долговых обязательств внутри страны. Такой метод У.г.д. применяется крайне редко.
2. Анализ внешней среды
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, нац-ых и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду (деловая среда) - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, гос. органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.
Анализ внешней среды предполагает 3 направления:
- анализ макроокружения;
- анализ отрасли;
- анализ непосредственного окружения.
Целью внешнего анализа является разработка альтернативных стратегий.
Анализ макроокружения
1. Эк. компонент (ВВП, уровень информации, уровень б\р, банк ставки, нормы налогообложения, нормы накопления, производительность труда, средняя з/п).
2. Правовой компонент (степень правовой защиты, уровень контроля, различные санкции).
3. Политический компонент (отношение пр-ва к отраслям и регионам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.