соотношение с родителями - прежде всего - закладывают уже не бессознательные, но неосознаваемые способы интерпретации этого соотношения - ребенок повелитель домашнего царства, в силу чего расцветает и ежедневно подкрепляется величие своего "Я". Или ребенок - лишь зритель, бесправный участник сложного семейного спектакля, ему отведена самая маленькая роль. "Я" - концепция первоначально, а иногда и запоздало - неосознаваема. Из аморфной композиции составляющих "Я" возникает структура, когда появляется ожидание, предвосхищение, проекция отношения ко мне со стороны родителей, насыщенное разной силой и разной эмоциональностью к отцу и матери. Постоянная смена то общности - "мы", то одиночества, проходящего в этом ожидании, подтверждает идентичность самого "Я", По-видимому отношение к другим первоначально представленное разными потребностями, слито с "Я". Но отставленность их удовлетворения и противоречия, с ним связанные, обостряют "Я"- переживания и "Я"- ожидания (экспектации).
Родители (особенно мать) не только удовлетворяют потребности Ребенка, не только вместе с ним взаимодействуют с миром, но и Учат этому, ограничивает его, придавая определенные Формы его активности, некоторые потребности не удовлетворяются (вопреки его требованиям), другие удовлетворяются о определенными ограничения-и и при определенных условиях. Это порождает особую потребность Б сад°стоятельности, в деятельности.
Формирование "Я"-концепции предполагает разрешение противоречия между обособлением и включением - в общение, в деятель52
ность, в различного рода ситуации. Но это противоречие развертывается и разрешается путем создания некоторого временно-пространственного континиума существования личности, ее "мира", сначала как мира детства, его значимых событий и переживаний. Именно и только по отношению к этому времени и пространству осуществляется первая из процедур осознания и интерпретация своего соотношения с миром. Смена кругов общения приводит, в свои очередь, к резким иногда сменам позиции "Я" в семейном мире, к противоречиям, которые становятся основанием появления и развития личности.
По-видимому, смыслообразование первоначально происходит именно в системе этих отношений (или взаимоотношений). Причем, это два одновременно сходящихся и расходящихся процесса: усвоение объективных значений социального мира первоначально не в форме понятий, а некоторых образов и представлений, как процесс структурирования мира, не зависящего от ребенка, с одной стороны, с другой - интерпретация своего соотношения с миром и создание некоторого субъективного пространства, которое приобретает своеобразные объективированные формы. Ребенок считает, что этот мир таков, каким он его видит. И именно в этом континиуме значимости происходит первое смыслообразовакие.
В концепции субъекта, разработанной С.Л.Рубинштейном, оообо важен тот момент, что кроме познавательного и деятельного отношения к миру, он выделяет еще одно, называя его созерцанием. Именно в созерцании определяется в широком смысле семантика, соотносительность, соотнесенность человека, субъекта с миром. Здесь устанавливается соотношение того, что относится в мире к данному субъекту (в отличии от всего, существовавшего объективно), и что он определяет как значимое для себя. Означая нечто как существующее для себя, субъект определяет конкретную систему жизненных, социальных и др. значений, создает свой собственный жизненный мир. Речь идет именно об идеальном конструировании такого мира, о создании определенной композиции значений как определенной функции осознания.
В свою очередь появление сознания - первоначально в форме внезапно и мгновенно и кратко наступающего осознания связано не только с механизмом объективации (Д.Н.Узнадзе) - т.е. с невозможностью осуществить действие на основе установки и его задержкой. На наш взгляд, первоначально осознание это особая степень концентрации психики, связанная с механизмом произвольности и воли. Осознание происходит не только в случае несоответствия, несовпадения способа действия субъекта с новыми условиями, но и в случае его собственной спонтанной активности, степень которой должна
53
превзойти нормальное течение неосознаваемой психики. (Следующая -классическая, общеизвестная стадия осознания связана с целепола-ганием, т.е. осуществлением деятельности).
у ребенка, таким образом, создается как бы две системы - образно отдаленная система значений и конкретный, относящийся именно к нему мир значшостей. Создание этого мира осуществляется неосознанно. И постольку, поскольку ребенку предстоит действовать в этом мире, конкретные смыслы могут оказываться связанными именно о мотивами как побудителями поведения и деятельности. Однако наиболее существенлщ то, что смыслообразование есть функция связанности личности с этим миром, неразрывности мира и субъекта, понятности всего происходящего Для маленького ребенка имеет смысл не только то, что он хочет сделать, но и то, что делает взрослый даже совершенно безотносительно к удовлетворению каких бы то ни было витальных потребностей. (Например, когда взрослый его шутливо щекочет, тормошит, подбрасывает в воздух).
Однако, чрезвычайно важно подчеркнуть, что сыыслообразующая функция сознания - в отличии от многих других - связана не только с разрешением противоречий, о чем выше шла речь, а именно с гармонией, соответствием, условно говоря, взаимопроникновением личности и ее мира.
Целеполагающая функция сознания, как известно, служит осуществлению деятельности, хотя многие психологи подчеркивали скорее предметную, чем личностную особенности целеполагания и самой деятельности t Личностная особенность целеполагания проявляется прежде всего в настойчивости личности, которую обычно замечают у взрослого человека. По-видимому, ее первичные формы возникают уже У ребенка и заключаются
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.