АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Во врачебной практике и при статистической обработке результатов научных медицинских исследований часто возникает необходимость дать сводную характеристику изучаемой группы путем определения средней величины. Средняя величина есть обобщающая количественная характеристика совокупности однотипных явлений по одному какому-нибудь количественно выраженному признаку. Каждое индивидуальное значение признака в совокупности изменяется от одной единицы к другой. Для характеристики совокупности устанавливают не только конкретное, индивидуальное значение признака отдельных ее единиц, но и среднее значение.
Врачу приходится, как правило, в своих исследованиях иметь дело с частью изучаемого явления, с так называемой выборочной совокупностью, а выводы по результатам исследования переносить на все явления в целом на генеральную совокупность.
Для того чтобы по части явления можно было судить о явлении в целом, о его закономерностях, необходима оценка достоверности результатов исследования.
При изучении какого-нибудь явления врача интересует не только средний уровень (М) признака, среднеквадратическое отклонение (), средняя ошибка средней (m), т.е. параметры, характеризующие особенности одного признака, но также наличие связи между двумя или несколькими признаками. При проведении исследований нередко возникает необходимость установить характер и тесноту связи между явлениями, проявляющаяся не в каждом отдельном случае, а при массовом сопоставлении рассматриваемых признаков.
Также, практическому врачу или научному работнику нередко приходится сравнивать статистические показатели, вычисленные в качественно неоднородных по составу группах. И в этих случаях применяется метод стандартизации показателей, который устраняет различия в сравниваемых группах. Полученные стандартизованные показатели при сопоставлении их с обычными интенсивными показателями позволяют сделать вывод, связаны ли различия в интенсивных показателях с неоднородностью составов сравниваемых совокупностей.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: обучить студентов основам вариационной статистики, находящей применение как в практической, так и научной деятельности врача. При изучении этой темы студенты должны усвоить правила составления и обработки вариационного ряда, виды средних величин и способы их вычисления, определение достоверности средних при большом и малом числе наблюдений.
Студенты должны:
- усвоить сущность корреляционной связи между признаками;
- овладеть методикой вычисления коэффициента корреляции по методу рангов и оценки характера, силы и достоверности связи;
- усвоить основные положения метода стандартизации статистических показателей;
- научиться вычислять стандартизированные показатели.
ЗАДАЧИ:
Студент должен знать:
- определение вариационного ряда;
- виды вариационных рядов;
- характеристики вариационного ряда;
- средние величины, их применение в практической работе врача;
- определение понятия «достоверность»;
- критерии достоверности;
- доверительные границы средних и относительных величин;
- достоверность разности между двумя средними величинами;
- виды связи между явлениями и признаками;
- дать определение понятия «корреляционная» связь;
- оценка достоверности коэффициента корреляции;
- сущность стандартизации показателей;
- виды метода стандартизации.
Студент должен уметь:
- составлять простой и сгруппированный вариационные ряды;
- вычислять средние величины;
- вычислять и оценивать критерий разнообразия признака;
- вычислять коэффициент корреляции;
- оценивать достоверность коэффициента корреляции;
- вычислять стандартизованные показатели прямым методом.
П Р А К Т И Ч Е С К И Е Н А В Ы К И:
- по собранному материалу для курсовой работы построить вариационный ряд и рассчитать средние величины;
- на примере ситуационных задач студенты овладевают методикой вычисления коэффициента корреляции по методу рангов и оценки характера, силы и достоверности связи;
- по типовой задаче произвести вычисление стандартизованного показателя, используя прямой метод стандартизации.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСВОЕНИЕМ ТЕМЫ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
1. Методические указания для студентов.
2. Таблицы по данной теме.
3. Комплект учебных заданий к курсовой работе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
По курсовой работе (по количественному признаку) построить вариационный ряд и рассчитать средние величины по ряду, провести их анализ.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ, МЕТОДИКА ИХ ВЫЧИСЛЕНИЯ
Средние величины в статистике – это обобщающие показатели, характеризующие величину того или иного признака, варьирующего у отдельных единиц качественно однородной совокупности.
Изменение значения варьирующего признака у отдельных единиц совокупности называют вариацией, а упорядоченное распределение единиц совокупности по значению варьирующего признака – рядом распределения. В случае, если варьирующий признак не имеет количественной меры, такую
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.