Гигиена детей и подростков как наука, ее цели и задачи, история развития гигиены детей и подростков. Основные закономерности роста и развития растущего организма

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК НАУКА, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА

УО «Гомельский государственный медицинский университет» Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины к.м.н., доцент

Гигиена детей и подростков - это медицинская наука, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, их влияние на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функционирования и развития организма детей и подростков

  • Ведущие направления гигиены детей и подростков:
  • гигиена обучения и воспитания детей в различных учебно-воспитательных и оздоровительных учреждениях;
  • гигиена трудового и профессионального обучения подростков;
  • гигиена физического воспитания и спорта;
  • гигиенические основы проектирования, строительства и оборудования детских и подростковых учреждений;
  • гигиена питания подрастающего поколения;
  • состояние здоровья детских и подростковых контингентов

Задача гигиены детей и подростков: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности

Гигиена детей и подростков отличается от других гигиенических дисциплин тем, что она является возрастной гигиеной и осуществляет охрану здоровья наиболее ранимой части населения

Нормирование в гигиене детей и подростков это научно-обоснованное определение тех параметров (или той интенсивности) воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние

  • Принципы нормирования в гигиене детей и подростков:
  • Специфичность норм
  • Непостоянство (сменяемость) норм
  • Развивающая, тренирующая направленность норм
  • Дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма

Рост и развитие — две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса Рост — это общебиологическое свойство живой материи: увеличение органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, тканей Развитие — это качественное изменение, переход из одного состояния в более совершенное и заключается в морфологической дифференциации клеток, тканей, органов.

Главная особенность организма ребенка это состояние непрерывного роста и развития, постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения. Единство и взаимосвязь роста и развития: количественные изменения, постепенно нарастая, переходят в качественные

  • Законы роста и развития организма:
  • неравномерность тема роста и развития
  • неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность)
  • обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм)
  • биологическая надежность функциональных систем и организма в целом
  • генетическая обусловленность роста и развития
  • обусловленность роста и развития средовыми факторами
  • акселерация роста и развития

Изменение темпов роста детей с возрастом

Изменение пропорций тела с возрастом

Закон Шмальгаузена – относительная масса недифференцированных тканей в организме уменьшается обратно пропорционально возрасту. Гетерохронность (П. К. Анохин): Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития. Избирательное ускоренное созревание обеспечивается в тех структурных образованиях и функциях, которые обеспечивают выживание организма.

Надежность биологической системы

Это такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию.

  • Надежность биологической системы базируется на:
  • избыточности элементов управления
  • дублировании и взаимозаменяемости
  • совершенном и быстром возврате к состоянию относительного постоянства
  • динамичности взаимодействия всех звеньев системы
  • генетической обусловленности роста и развития

здоровье

Здравоох-ранение 7-10%

Генетика, биология человека 18-20%

Внешняя среда, природно-климатические условия 17-20%

Образ жизни 49-53%

Образ жизни

  • Несбалансированное питание
  • Гиподинамия
  • Плохие материально-бытовые условия
  • Употребление алкоголя, наркотиков, курение
  • Непрочность семьи
  • Низкий культурный уровень родителей
  • Чрезмерно высокий уровень урбанизации
  • Вредные условия обучения

Генетика, биология человека

  • Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням

Внешняя среда, природно-климатические условия

  • Загрязнение воздуха, почвы, воды канцерогенами и др. токсикантами
  • Резкие смены атмосферных явлений
  • Повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения

Здравоохранение

  • Неэффективность профилактических мероприятий
  • Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи

Под акселерацией понимают ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков относительно аналогичных показателей у предшествующих поколений.

Первичная заболеваемость детей 0-14 лет и подростков

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гигиена
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
197 Kb
Скачали:
0