Организационное поведение
1. Понятие «личность» возможности и цели личности в организации.
Человек – родовое понятие указывающий на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы к человеческому роду.
Личность – самое главное в человеке его важнейший социальный признак.
Личностью не рождаются, ей становятся.
Индивидуальность – единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
Индивидуальность – непременный и важнейший признак личности.
Типы личности по приспособлению к жизни организации:
1. Организационист – человек очень преданный месту работы и проявляющий следующие склонности:
- отождествление себя с организацией
- высокомотивирован и получает удовлетворение от работы
- стремление к наградам
- избегает конфликтов
2. Профессионал - индивид, сосредоточенный на работе, а не на организации. Склонен рассматривать требования организации как неприятность или затруднения.
3. Индиффирент – человек, работающий только ради зарплаты. Причем работа не играет важной роли в его системе жизненных ценностей.
Типы личности по характеру их отношений к нормам организации:
1. Авторитарная личность (уважение власти)
2. Бюрократическая личность (ценит соблюдение правил)
3. Макиавеллист (стремление к лидерству. Он считает, что цель оправдывает средства, и не испытывает чувство вины).
2. Основы группового поведения в организации. Влияние работников на процесс управления и организация групповой работы. Формальные и неформальные группы в организации.
Группа – союз 2 и более людей, объединенных вместе для достижения конкретных целей.
Группы бывают:
1. Малые: небольшие по размеру, все члены находятся в межличностном контакте (отдел, семья).
2. Большие: большое количество людей (возрастные, религиозные, этнические)
Принципы объединения людей в группы:
1. Совместно-индивидуальная. Деятельность осуществляется совместно, но результаты каждого члена группы не зависят от результатов деятельности других её членов.
2. Совместно-последовательная. Результат деятельности одного члена группы является началом деятельности другого.
3. Совместно-всеобщая. Деятельность осуществляется сообща и в общем результате невозможно выделить вклад каждого.
Группы бывают:
1. Формальными: рабочая группа внутри предприятия. Её члены работают над одним заданием.
Целевые группы могут быть:
- руководящая состоит из руководителя и подчиненных
- комитет – группа людей внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения задания.
2. Неформальные. В них отсутствуют официально предписанные цели и отношения. Они создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей (по интересам).
Они могут существенно помочь менеджеру:
1. Обеспечивают большую эффективность системы
2. Заполняют пробелы во взаимодействиях менеджера
3. Обеспечивают безопасный выход эмоций
4. Улучшают процесс коммуникаций.
3. Понятие «мотивация» Теория мотивации. Мотивационный процесс и техника мотивации.
Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к какой-либо деятельности. Задают определенные формы и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
В основе мотивации лежат потребности.
Теории мотивации делятся на 2 группы:
1. Содержательные (Д.Маккиланд, А. Маслоу). Представители этой теории были уверены в наличии у человека внутренних побуждающих факторов, называемых потребностями.
2. Процессуальные – т.е. распределение усилий работников в выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей
Потребность – нехватка чего-либо, желание иметь что-то такое, без чего человек чувствует себя некомфортно.
Потребность бывает:
1. Первичные (физиологические)
2. Вторичные (психологические).
4 основные теории мотивации:
1. Теория Маслоу. Пирамида потребностей Маслоу.
2. Теория Альдефера:
- потребность существования
- потребность связи
- потребность роста
3. Теория Мак-Клелланда – теория, приобретенных потребностей: успех, власть, причастность.
4. Теория Герубера – факторы, которые вызывают рост неудовлетворенности, при их удовлетворении необязательно приводят к удовлетворению удовлетворенности и наоборот.
Мотивационный процесс имеет 4 теории:
1. Теория ожидания «Все познается в сравнении».
2 группы ожидания:
- ожидания, связывающие усилия и отдых от работы
- ожидания, связывающие исполнения работы и результаты
2. Теория постановки целей – поведение людей определяется целями, которые они перед собой поставили. Хороший результат – удовлетворение. Негативный результат – расстройство.
3. Теория равенства – справедливое отношение к себе.
4. Концепция управления. Человек всегда стремится учувствовать в организационных процессах, если эта возможность предоставляется, то он начинает работать с большей отдачей.
Существует несколько способов мотивации:
1. Прямое стимулирование – предполагает за выполненную работу человек
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.