Функции: Средство построение абстрактного О; Средство связи м/у теоретической схемой и эмпирическим О; Средство интерпретации полученных результатов; Используются для уточнения теоретической схемы. Для фиксации того нового знания полученного в результате исследования. Уточнение понятий: Теоретическая интерпретация понятий; Эмпирическая интерпретация. Различают два типа определений: 1) концептуальные; 2) операциональные. 1) определения порожденные теорией. Требования к ним: нельзя определить их через них самих; нельзя определить непонятное через непонятное; нужно избегать слишком глубоких теоретических определений. 2) сопоставление с эмпирическими данными. Сопоставление понятий с определенными фактами. Лазерсфельд 4 стадии работы с понятиями: создание образа; построение сетки или перечня характеристик; выбор индикаторов и показателей - выделение значимых показателей; построение индексов или составных показателей. Операционализация понятий в социологии: необходимость и суть процедуры. Понятийное ядро науки - это система взаимоупорядочных понятий исключающая многообразность, синонимию и тд. Исследователь должен зафиксировать то, как это понятие используется в данной работе. Уточнение понятий: Теоретическая интерпретация понятий; Эмпирическая интерпретация. Различают два типа определений: 1) концептуальные (определения порожденные теорией); 2) операциональные- Сопоставление понятий с эмпирическими данными и с определенными фактами. Поиск эмпирических значений понятия называется эмп. интерпретацией, а определение понятий - операционным определением. Суть процедуры (требования к понятиям): способ их получения должен гарантировать их максимальную точность; должен быть максимально адекватным интересующим нас вопросам. Нельзя определить понятия через них самих; нельзя определить непонятное через непонятное; нужно избегать слишком глубоких теоретических определений.
9. Задачи исследования. Гречихин: Задачи совокупность конкретных целевых установок направленных на анализ и решение проблем. Под задачей понимается тот круг проблем кот необходимо проанализировать чтобы ответить на главный целевой ? исследования. Ядов: Задачи формулируют вопросы на кот д.б. получен ответ для реализации цели исследования. Гл. цель иссл-я - это общая задача, которая развертывается в некую цепь частных конкретных задач. Частная задача всегда производная от общей являясь результатом её конкретизации. Типы задач: содержательные, методические, инженерные, научные прикладные. Классификация задач соц. исслед. Типы задач. Под задачей понимается тот круг проблем кот необходимо проанализировать чтобы ответить на главный целевой ? исследования. Ядов: Задачи формулируют вопросы на кот д.б. получен ответ для реализации цели исследования. Гл. цель иссл-я - это общая задача, которая развертывается в некую цепь частных конкретных задач. Частная задача всегда производная от общей являясь результатом её конкретизации. Частные задачи формулируются по отношению к теоретической схеме на языке этой схемы, после чего переводятся на язык операциональных понятий. Типы задач: содержательные, методические, инженерные, научные прикладные. Основные задачи и выборочные из них частные задачи отвечают цели исслед, а дополнительные не связаны с целью. Гипотезы исследования. Роль. Под гипотезой понимается предположение о непосредственно ненаблюдаемых фактах, формах, связях и явлениях или причинах производящих эти явления. Ядов: В соц. иссл. гипотезы обоснованные предположения о структуре соц-х объектов, характере связей м\у изучаемыми соц. явлениями и возможных подходов решения соц. проблем. Особенности: Это какое-то знание; носит вероятностный характер; это значение кот. содержит качественно новые моменты; оно обосновано; знание кот. разрешает некоторое противоречие. Роль: Она помогает отобрать тот круг фактов кот. нам необходимы для решения поставленной проблемы. Гипотеза должна объяснить весь круг явлений, для которого она выявляется. Фазы формулировки гипотез: Сбор информации; Формулировка гипотез; Группировка гипотез (на основные и неосновные); Проверка гипотез. Основные виды гипотез. Ядов: 1) Классификация на основании отношения к центральной задачи:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.