Причина снижения читательского интереса, отказ от чтения. Оценка социальных последствий отказа от чтения. Снижение общего уровня грамотности и культуры общества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

Основная часть------------------------------------------------------------------------------4

Заключение-----------------------------------------------------------------------------------9

Литература----------------------------------------------------------------------------------10

ВВЕДЕНИЕ

Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек.

Для своего исследования я выбрала проблему снижения читательского интереса. Эта тема показалась мне актуальной, так как Советский Союз считался самой читающей страной, чего нельзя сказать о России. Почему потребность в чтении снизилась? Ведь доступ к книгам сейчас намного больше, чем 50 лет назад. Только факт о том, что в Советском Союзе многие книги было запрещено издавать, но существовало подпольное тиражирование – «самиздат» (от «самсебяиздат») говорит о том, что спрос на чтение заметно уменьшился со времен СССР.

Я считаю, что данная проблема является социальной, по причине того, что от уровня читаемости населения зависит уровень грамотности, образованности и культуры всего общества.

Задачами моей работы является определение объекта, предмета, гипотез, составление структурной схемы объекта.

Поставленная мною тема не является новой и исследована в достаточно многих работах. Мне удалось рассмотреть и проанализировать такие работы, как книга Левидовой «Автор – обзор – читатель», исследование Стефановской Н.А. «Чтение, как духовная ценность», «Изучение детского чтения - методологические подходы» Голубевой и Чудиновой, а так же исследование, заказанное Департаментом образования Москвы. Помимо перечисленных мною авторов эта проблема изучалась еще довольно во многих исследованиях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для того, чтобы выбрать тему своего исследования я решила проанализировать культурную сферу общества. Предметом исследования была выбрана причина снижения читательского интереса, отказ от чтения. Исходя их предмета исследования, я определила саму тему исследования: «Снижение читательского интереса». По моему мнению, эта проблема является социальной, так как при снижении читательского интереса потребность в чтении снижается, и как следствие, снижается общий уровень грамотности и культуры общества. В результате, объектом исследования стала потребность в чтении.

В соответствии с выбранной мною темой, была сформулирована цель, которая заключается в оценке социальных последствий отказа от чтения.

Для составления структурных схем была изучена соответствующая литература и выбрана наиболее подходящая для моего исследования схема. В ней сделана попытка отражения факторов, которые влияют на читательский интерес факторов, на которые влияет читательский интерес. В соответствии с данной схемой может быть выдвинута гипотеза о том, что Читательский интерес различается по возрастным группам. Все население разделено на четыре группы и для каждой из групп выдвинуты факторы, влияющие на читательский интерес именно этой возрастной категории.

Для исследования своей темы я проанализировала все предшествующие исследования по данной теме. В исследованиях разных авторов проблема ставится как «Происходящие в обществе процессы информатизации, распространения новых информационных технологий, средств связи, формирование рыночной экономики, социально-политические изменения, коммерциализация сферы культуры приводят к трансформации, системы духовно-ценностных ориентаций практически всех слоев общества, а следовательно, и изменению структуры их информационных и культурных потребностей. Это общая тенденция как для мегаполисов, так и для провинции, которая требует осмысления и выработки новых ориентиров, обоснованных приоритетов культурной политики, деятельности библиотек.  Чтение в современной культуре выступает как традиционная ценность, но в контексте происходящих в современном обществе социокультурных изменений трансформируются его характер, содержание и функции. Понятие «социальная ценность» характеризует социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных процессов или явлений действительности. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира.»[1]

По итогам различных исследований оказалось, что на формирование представлений о ценности чтения и сохранение читательских традиций основное влияние, как и предполагалось, оказывает ближайшее окружение человека, в первую очередь учителя, родители, родственники и друзья; важную роль в этом играют также сами книги, библиотекари и СМИ. Поэтому, чтобы сформировать будущие поколения читателей необходимо обратить внимание на формирование семейных традиций чтения и политику СМИ в отношении развития читательской культуры.

По заказу Департамента Москвы была проведено исследование на тему

Похожие материалы

Информация о работе