Следует отметить, что практически все направления психологии в той или иной степени вносят вклад в реализацию миротворческой функции психологии. В числе этих направлений необходимо, в первую очередь, выделить психологию личности. Начиная с классических работ У. Джемса, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Э. Фромма, а также отечественных исследователей психологии личности в трудах К.А. Абульхановой – Славской, Б.Г. Ананьева, А.Ф. Лазурского, Б.Ф. Ломова, В.М. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др., это направление было ориентировано на развитие нравственной зрелой личности, её самореализацию, разработку психологического инструментария, позволяющего осуществлять психокоррекцию межличностных, групповых и межгрупповых отношений. В русле этого направления был разработан важный в практическом плане принцип для объяснения и понимания проблем регуляции социального поведения, включая и социальные конфликты. Согласно этому принципу, наиболее эффективный подход к преодолению межличностной и межгрупповой напряжённости и социальных конфликтов состоит в анализе и изменении установок их субъектов по отношению к самим себе, а не в поиске решений, опирающихся только на внешние факторы и причины. Специфичными по направленности исследуемых объектов, но решающими те же задачи, являются области психологии, в которых изучаются проблемы агрессивного и девиантного поведения, выявляются их причины и разрабатываются способы воздействия на личность с целью уменьшения агрессивности. К этому направлению непосредственно примыкает медицинская психология и особенно работы по преодолению последствий посттравматического стресса у жертв насилия и других преступлений. Психологические исследования в этой области наиболее интенсивно проводятся в последние два десятилетия. Их актуальность и прикладное значение возрастают по мере усиления агрессивных проявлений и развития терроризма, как в нашей стране, так и в мировом сообществе. Включение этой проблематики в русло академических исследований представляет собой реакцию психологической науки на запросы социума. История их в нашей стране становления связана с образованием в 1993 г. в Институте психологии РАН лаборатории психологии посттравматического стресса, и психотерапии род руководством Н.В. Тарабарина. Основным направлением научной деятельности лаборатории является изучение последствий переживания людьми экстремальных ситуаций, с которыми они сталкиваются в процессе своей жизнедеятельности, и оказания им помощи адекватной психотерапевтической помощи. В настоящее время есть основание говорить о формировании самостоятельной отрасли науки – психотравматологии, предметом исследования которой является широкий спектр психических состояний, охватываемых понятием посттравматического стресса. Введение этого понятия в международный классификатор психических заболеваний, в соответствии с которым работают и клиницисты, и психологи, увеличило темп роста исследований в этой области, а их значимость непрерывно увеличивается в связи с растущим количеством жертв травматического стресса. Усилия отечественных психологов, предпринимаемые в этой области в сотрудничестве с психологами других стран, подробно освещены в работе Н.В. Тарабриной [4,6], в которой представлен обзор итогов и перспектив исследований посттравматического стресса на пороге третьего тысячелетия. Следующим направлением исследований, связанным с реализацией миротворческой функции психологической науки, является психология групповых и межгрупповых отношений. Исследования межгрупповых отношений возникают на рубеже XIX-XX вв. в связи с анализом межгрупповой враждебности. Систематические исследования в этой области начинают проводиться в послевоенный период. Разработка проблемы межгрупповых отношений имеет исключительное значение как для теории социальной психологии, так и для практики социального управления общественными процессами, в том числе, социальными конфликтами. Одной из ведущих в современных исследованиях межгрупповых отношений является концепция социальной идентичности, а в этнической психологии социокультурной или национальной идентичности.[1,114]. Учёные говорят, что следствием развития исследований в этой области является возникновение двух направлений психологической науки - конфликтологии и политической психологии – которые непосредственно ориентированы на реализацию её миротворческой функции, решая задачи урегулирования противоречий и конфликтов и обеспечения ненасильственного функционирования общества. Как в зарубежной, так и российской психологической науке учёными при изучении делался акцент делался на выяснение причин конфликтного поведения, построении их объяснительной теории, однако недостаточно внимания уделялось разработке эффективных средств и методов разрешения и урегулирования конфликтов. [1,120].
Поскольку основной угрозой миру в современных условиях общественного развития является международный терроризм, исследователи говорят, что предоставляется оправданным подробнее рассмотреть психологические аспекты этого системного феномена. Несмотря на то, что терроризм существовал на а протяжении всей истории человечества, до последнего десятилетия он не считался самостоятельным предметом психологического исследования. Внимание психологов привлекал не столько терроризм как политическое и социально- психологическое явление, сколько личность террориста и мотивы совершения теракта. В зависимости от теоретических оснований они объяснялись нарцистической агрессией, социопатией, стремлением к жизни, переживанием собственной беспомощности, фрустрацией. [2,76]. Полученные учёными данные в исследованиях позволяют представить симптомокомплекс индивидуально – личностных качеств, характеризующих террориста: агрессивность, депрессивные состояния, чувство вины, приписывание себе и другим недостатка мужественности, эгоцентризм, крайняя экстраверсия, потребности в риске и принадлежности к группе, поиск сильных ощущений. Таким на основании психологических исследований учёные представляют
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.