изменяется во времени по синусоидальному закону, то кривая распределения мдс вдоль зазора, сохраняя прямоугольную форму, будет изменяться по амплитуде во времени по синусоидальному закону. Такую мдс и создаваемое ею поле называют пульсирующим. При анализе мдс машин переменного тока, кривую мдс машин прямоугольной формы разлагают в ряд пространственных гармонических составляющих.
Разложим нашу функцию (simm 4-го рода, б)
Т.к. все высшие гармоники являются составляющими прямоугольника мдс, то они изменяются во времени (пульсируют) с одной и той же частотой, равной частоте тока в обмотке.
Найдём значение мдс первой гармоники на расстоянии x вдоль расточки статора.
При sin-токе мдс в любой точке на статоре изменяется синусоидально во времени с амплитудою, равной FMK1X.
Т.е. значение мдс первой гармоники в любой момент
Причины возникновения высших гармоник МП
Магнитное поле в воздушном зазоре асинхронной машины несинусоидальное. В нём, кроме основной гармонической, существует бесконечно большое число высших гармоник поля, которые принято разделять на пространственные и временные.
Пространственные гармоники появляются вследствие несинусоидальности распределения МДС в воздушном зазоре, обусловленной дискретным расположением проводников обмотки в пазах, и неравномерности самого воздушного зазора, вызванного наличием зубцов на статоре и роторе и рядом технологических факторов (эксцентричностью ротора и статора, конусностью ротора, эллипсностью зазора и др.). От основной гармоники поля высшие пространственные гармоники отличаются тем, что они имеют значительно меньшую амплитуду, другое число периодов и другие частоты вращения.
Высшие пространственные гармоники создают ряд добавочных моментов, действующих на ротор и оказывающих влияние на механическую характеристику двигателя. Эти моменты подразделяются на асинхронные, синхронные, вибрационные и реактивные.
Временные гармоники поля появляются при питании двигателя несинусоидальным напряжением, например при питании его от статического преобразователя частоты, когда к обмотке статора подводится напряжение прямоугольной формы, или при включении в цепь обмотки статора нелинейных элементов (нелинейных реакторов, вентилей и др.). В этих случаях токи фаз содержат наряду с основной гармоникой и высшие гармоники, каждая из которых имеет частоту fv=vf1 и создаёт такой же ряд пространственных гармоник, как и основные гармоники, но вращающиеся в v раз быстрее.
Гармоники, возникающие при питании двигателя несинусоидальным напряжением, создают добавочные асинхронные и колебательные моменты. Все виды высших гармоник (пространственные и временные) приводят к возникновению добавочных потерь мощности в обмотках и магнитопроводе машины.
34. Значения индукций по (8.105)
BZ1 = (Bd t1 ld)/(bZ1 lст1 kc) = 1,9 Тл.
BZ2 = (Bd t2 ld)/(bZ2 lст2 kc) = 1,8 Тл.
По (8.117)
Ba = Ф/(2halст1kс) = 1,6 Тл.
Расчётная высота ярма ротора: hj = 46,4187 мм. Тогда
Bj = 0,908562 (Тл).
35. Магнитное напряжение воздушного зазора
= 3,57628.
kd = t1/(t1 – gd) = 1,17291.
Fd = 1,59.106 Bd d kd = 823,252 А.
36. Магнитное напряжение зубцовых зон статора.
Из таблицы П1.5(основная кривая намагничивания), в для стали 2013
при BZ1 = 1,9 Тл -> HZ1 = 2070 А/м при BZ2 = 1,8 Тл -> HZ2 = 1520 А/м
hZ1 = hП = 23,641 мм.
hZ2 = hП2 – 0,1b2 = 32,15 мм.
FZ1 = 2 hZ1 HZ1 = 97,8739 А;
FZ2 = 2 hZ2 HZ2 = 97,736 А.
37. Коэффициент насыщения зубцовой зоны
kZ = 1 + (FZ1 + FZ2)/Fd = 1,23761.
38. Магнитные напряжения ярм статора и ротора.
при Ba = 1,6 Тл -> Ha = 750 А/м при Bj = 0,908562 Тл -> Hj = 99,8 А/м
Тогда
La = p(Da – ha)/(2p) = 0,226698 м;
hj = 0,5(D2-Dj) – hП2 = 38,045 мм;
Lj = p(DB + hj)/(2p) = 0,0933593 м;
Fa = La Ha = 170,024 А;
Fj = Lj Hj = 9,31726 А.
38. Магнитное напряжение на пару полюсов
Fц = Fd + FZ1 + FZ2 + Fa +Fj =1198,2 А.
39. Коэффициент насыщения магнитной цепи.
km = Fц/Fd = 1,45545.
40. Намагничивающий ток.
Im = pFц/(0,9mw1kоб1) = 5,71895 А.
Относительное значение
Im* = Im/I1н = 0,242328.
Параметры машины выбраны оптимально (больше 0,2, но меньше 0,3, значит довольно высокий КПД и cosj при не слишком высоком перерасходе материала).
44. Активное сопротивление фазы обмотки статора. Для класса нагревостойкости изоляции F расчётная температура Vрасч = 114 OC. Для медных проводников r115 = 10-6/41 (Ом.м).
Принимаю kR = 1. lП1 = 0,132 м. Из таблицы 8.21 KЛ = 1,3. Возьму всыпную обмотку, укладываемую в пазы до запрессовки сердечника в корпус, поэтому B = 0,01 м. b = 1.
bКТ = p(D + hП)/(2p).b1 = 187,428 мм.
lЛ1 = KЛ bКТ + 2B = 0,263657 м.
lСР1 = 2 (lП1 + lЛ1) = 0,791313 м.
L1 = lСР1 w1 = 128,193 м.
r1 = r115 L1/(qэф a) = 0,68869 Ом.
Длина вылета лобовой части катушки.
lвыл = kвыл bКТ = 84,9713 мм.
где из таблицы 8.21 kвыл = 0,4.
Относительное значение
r1* = r1.I1н/U1н = 0,0427713.
45. Активное сопротивление фазы обмотки ротора.
Для литой алюминиевой обмотки
r115Al = 10-6/20,5 Ом.м.
rc = r115Al l2/qc = 29,8425.10-6 Ом.
rКЛ = r115Al 0,904914.10-6 ≈ 1.10-6 Ом.
r2 = rС + 2rКЛ/D2 = 46,5436.10-6 Ом.
Приводим r2 к числу витков обмотки статора.
r2’ = r20,354013 Ом.
Относительное значение.
r2*’ = r2.I1ном/u1ном = 0,0219861.
46. Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора.
h3 = hпк – 2 bиз =19,5307 мм.
h2 = 0 (проводники закреплены пазовой крышкой).
h1 = 0,5(b1 - bШ1) = 3,82793 мм.
Для однослойных обмоток: kb = kb’ =1. b = 1.
ld’ = ld;
=1,45584.
1,59549;
Пусть bск = 0. tZ2/tZ1 = 1,25633. Тогда по рис. 8.51, д kСК = 1,25.
= 1,05105.
=1,81152.
= 1,66353 Ом.
= 0,0103314.
47. Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора.
, где
= 2,37312
h0 = h1 + 0,4b2 = 26,6 мм.
hШ = 0,7 мм; b2 = 5 мм; b1 = 9,1 мм; bШ = 1,5 мм; hШ’ = 0,3 мм; qC = 215,767 мм2; h1 = 24,6 мм.
Для рабочего режима kД = 1. ld’ = 132 мм.
=0,664757
= 2,17745, где =1,005467925 (Стоит признать, что в первом издании Копылова, они правильно взяли x просто за 1).
Приводим x2 к числу витков статора.
=1,3237 Ом.
= 0,0892025
48. Потери в стали основные.
Удельная масса стали – gC = 7,8.103.
= 23,8713 кг.
= 6,58504 кг.
p1,0/50 = 2,5 Вт/кг, b = 1,5 для стали 2013.
Для машин мощностью меньше 250кВт можно приближённо принимать
kДА = 1,6; kДZ = 1,8.
= 351,416 Вт.
49. Поверхностные потери в роторе.
k02 = 1,5.
bш1/d = 6,37931, тогда по рис. 8.53: b02 =0,36.
B02 = b02 kd Bd = 0,321374 Тл.
= 296,257 Вт/м2.
= 24,0423 Вт.
50. Пульсационные потери в зубцах ротора.
= 0,105596 Тл;
= 9,4028 кг;
= 59,7872 Вт.
51. Сумма добавочных потерь в стали.
Pст.доб = Pпов1 + Pпул1 + Pпов2 + Pпул2 = 59,7872 + 24,0423 = 83,8295.
52. Полные потери в стали.
Pст = Pст.осн + Pст.доб = 435,246.
53. Механические потери.
Для двигателей с 2p = 4, коэффициент KT = 1,3(1 - Da) =0,8905.
Тогда = 197,269 Вт.
54. Холостой ход двигателя.
= 67,5736 Вт.
= 0,61413 А.
= 5,75183 А.
= 0,106768.
55. Параметры.
= 3,58153 Ом.
= 64,7823 Ом.
= 0,00894853 рад = 0,512713 градусов.
Т.к. g<1º, то можно использовать приближённую формулу.
= 1,02568.
Активная составляющая тока синхронного холостого хода:
= 0,367535 А.
a’ = c12 =1,05202; b’ = 0.
a = c1r1 = 0,706375 Ом.
b = c1(x1 + c1x2’) = 3,09881 Ом.
Потери, не изменяющиеся при изменении скольжения.
Pст + Pмех = 632,515 Вт = 0,63 кВт.
Номинальное скольжение – это скольжение, соответствующее номинальной нагрузке двигателя.
56. Рассчитываю рабочие характеристики для скольжений S = 0,005…0,03 с шагом 0,005.
Предварительно принимаю Sном = r2*’ = 0,0219861.
Результаты расчётов привожу в таблице 1.
Номинальное скольжение нахожу как решение уравнения P2 = PНОМ.
Номинальные данные спроектированного двигателя: SНОМ = 0,022149593354631487.
P2НОМ = 22 кВт; U1НОМ = 380/660 В; I1НОМ = 23,6 А; cos jНОМ = 0,914947; hНОМ = 0,901853.
Исходя из данных, строю зависимости.
n = (1 - S) n1 = 1466,78 об/мин.
Таблица 1
P2ном =22кВт; U1=380…660В; 2p=4;I0a=0,367535 A; I0p= Im =5,71895 А; Pст+Pмех=0,632515 кВт; r1=0,68869Ом; r2'=0,354013Ом ;c1 =1,02568; a' =1,05202; a =0,706375Ом ;b' =0; b =3,09881Ом ; I1н =23,6А
№ п/п |
Расчётная формула |
Единица |
Скольжение |
Sном= |
|||||
0,005 |
0,01 |
0,015 |
0,02 |
0,025 |
0,03 |
0,02215 |
|||
1 |
a'r2'/S |
Ом |
74,48575125 |
37,24288 |
24,82858 |
18,62144 |
14,89715 |
12,41429 |
16,81425 |
2 |
R=a+a’r2’/S |
Ом |
75,19212625 |
37,94925 |
25,53496 |
19,32781 |
15,60353 |
13,12067 |
17,52062 |
3 |
X=b+b’r2’/S |
Ом |
3,09881 |
3,09881 |
3,09881 |
3,09881 |
3,09881 |
3,09881 |
3,09881 |
4 |
Z=(R2+X2)0,5 |
Ом |
75,25595308 |
38,07556 |
25,7223 |
19,57465 |
15,90826 |
13,48164 |
17,79255 |
5 |
I2''=U1/Z |
А |
5,049434423 |
9,980155 |
14,77317 |
19,41286 |
23,88697 |
28,18649 |
21,35725 |
6 |
cosj2'=R/Z |
- |
0,99915187 |
0,996683 |
0,992717 |
0,98739 |
0,980844 |
0,973225 |
0,984717 |
7 |
sinj2'=X/Z |
- |
0,041176942 |
0,081386 |
0,120472 |
0,158307 |
0,194793 |
0,229854 |
0,174163 |
8 |
I1a=I0a+I2’’cosj2' |
А |
5,412686846 |
10,31458 |
15,03311 |
19,5356 |
23,79693 |
27,79933 |
21,39838 |
9 |
I1p=I0p+I2’’sinj2' |
А |
5,926870267 |
6,531193 |
7,4987 |
8,792148 |
10,37195 |
12,19773 |
9,4386 |
10 |
I1=(I1a2+I1p2)0,5 |
А |
8,026516683 |
12,20848 |
16,79955 |
21,42292 |
25,95904 |
30,35766 |
23,38756 |
11 |
I2'=c1I2’’ |
А |
5,179103899 |
10,23645 |
15,15255 |
19,91138 |
24,50038 |
28,91032 |
21,90571 |
12 |
P1=3U1I1a.10-3 |
кВт |
6,170463005 |
11,75862 |
17,13775 |
22,27058 |
27,12851 |
31,69124 |
24,39415 |
13 |
PЭ1=3I12r1.10-3 |
кВт |
0,133106498 |
0,307942 |
0,583096 |
0,948205 |
1,392266 |
1,904064 |
1,130095 |
14 |
PЭ2=3(I2/)2r2/.10-3 |
кВт |
0,028487197 |
0,111286 |
0,243844 |
0,421059 |
0,637509 |
0,887659 |
0,50963 |
15 |
Pдоб=0,005P1 |
кВт |
0,030852315 |
0,058793 |
0,085689 |
0,111353 |
0,135643 |
0,158456 |
0,121971 |
16 |
SP=Pст+Pмех+Pэ1+Pэ2+Pдоб |
кВт |
0,824961009 |
1,110535 |
1,545144 |
2,113133 |
2,797932 |
3,582695 |
2,39421 |
17 |
P2=P1-SP |
кВт |
5,345501995 |
10,64809 |
15,5926 |
20,15745 |
24,33057 |
28,10855 |
21,99994 |
18 |
h=1-SP/P1 |
- |
0,866304845 |
0,905556 |
0,90984 |
0,905116 |
0,896864 |
0,88695 |
0,901853 |
19 |
cosj=I1а/I1 |
- |
0,674350663 |
0,84487 |
0,894852 |
0,911902 |
0,916711 |
0,915727 |
0,914947 |
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
а) Расчёт изменения токов с учётом влияния изменения параметров под влиянием эффекта вытеснения тока (без учёта влияния насыщения от полей рассеяния).
Учёт эффекта вытеснения тока
С увеличением частоты тока в стержнях обмотки короткозамкнутого ротора возникает эффект вытеснения тока, в результате которого плотность тока в верхней части стержней возрастает, а в нижней – уменьшается, при этом активное сопротивление ротора увеличивается, а индуктивное уменьшается. Изменение сопротивлений ротора влияет на пусковые характеристики машины. Неравномерность распределения плотности тока вызывает увеличение электрических потерь в обмотке, эквивалентное увеличению её активного сопротивления, и пусковой момент двигателя возрастает.
В большинстве случаев эффект вытеснения тока в обмотках короткозамкнутых роторов играет положительную роль, т. к. увеличивает начальные моменты двигателей. Это широко используется при проектировании АД, выполняя роторы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.