Трёхфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Определение типа ротора и способа его охлаждения

Страницы работы

49 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

изменяется во времени по синусоидальному закону, то кривая распределения мдс вдоль зазора, сохраняя прямоугольную форму, будет изменяться по амплитуде во времени по синусоидальному закону. Такую мдс и создаваемое ею поле называют пульсирующим. При анализе мдс машин переменного тока, кривую мдс машин прямоугольной формы разлагают в ряд пространственных гармонических составляющих.

Разложим нашу функцию (simm 4-го рода, б)

 

Т.к. все высшие гармоники являются составляющими прямоугольника мдс, то они изменяются во времени (пульсируют) с одной и той же частотой, равной частоте тока в обмотке.

Найдём значение мдс первой гармоники на расстоянии x вдоль расточки статора.

При sin-токе мдс в любой точке на статоре изменяется синусоидально во времени с амплитудою, равной FMK1X.

Т.е. значение мдс первой гармоники в любой момент

Причины возникновения высших гармоник МП

Магнитное поле в воздушном зазоре асинхронной машины несинусоидальное. В нём, кроме основной гармонической, существует бесконечно большое число высших гармоник поля, которые принято разделять на пространственные и временные.

Пространственные гармоники появляются вследствие несинусоидальности распределения МДС в воздушном зазоре, обусловленной дискретным расположением проводников обмотки в пазах, и неравномерности самого воздушного зазора, вызванного наличием зубцов на статоре и роторе и рядом технологических факторов (эксцентричностью ротора и статора, конусностью ротора, эллипсностью зазора и др.). От основной гармоники поля высшие пространственные гармоники отличаются тем, что они имеют значительно меньшую амплитуду, другое число периодов и другие частоты вращения.

Высшие пространственные гармоники создают ряд добавочных моментов, действующих на ротор и оказывающих влияние на механическую характеристику двигателя. Эти моменты подразделяются на асинхронные, синхронные, вибрационные и реактивные.

Временные гармоники поля появляются при питании двигателя несинусоидальным напряжением, например при питании его от статического преобразователя частоты, когда к обмотке статора подводится напряжение прямоугольной формы, или при включении в цепь обмотки статора нелинейных элементов (нелинейных реакторов, вентилей и др.). В этих случаях токи фаз содержат наряду с основной гармоникой и высшие гармоники, каждая из которых имеет частоту fv=vf1 и создаёт такой же ряд пространственных гармоник, как и основные гармоники, но вращающиеся в v раз быстрее.

Гармоники, возникающие при питании двигателя несинусоидальным напряжением, создают добавочные асинхронные и колебательные моменты. Все виды высших гармоник (пространственные и временные) приводят к возникновению добавочных потерь мощности в обмотках и магнитопроводе машины.

34. Значения индукций по (8.105)

BZ1 = (Bd t1 ld)/(bZ1 lст1 kc) = 1,9 Тл.

BZ2 = (Bd t2 ld)/(bZ2 lст2 kc) = 1,8 Тл.

По (8.117)

Ba = Ф/(2halст1kс) = 1,6 Тл.

Расчётная высота ярма ротора: hj = 46,4187 мм. Тогда

Bj = 0,908562 (Тл).

35. Магнитное напряжение воздушного зазора

= 3,57628.

kd = t1/(t1 – gd) = 1,17291.

Fd = 1,59.106 Bd d kd = 823,252 А.

36. Магнитное напряжение зубцовых зон статора.

Из таблицы П1.5(основная кривая намагничивания), в для стали 2013

при BZ1 = 1,9 Тл -> HZ1 = 2070 А/м при BZ2 = 1,8 Тл -> HZ2 = 1520 А/м

hZ1 = hП = 23,641 мм.

hZ2 = hП2 – 0,1b2 = 32,15 мм.

FZ1 = 2 hZ1 HZ1 = 97,8739 А;

FZ2 = 2 hZ2 HZ2 = 97,736 А.

37. Коэффициент насыщения зубцовой зоны

kZ = 1 + (FZ1 + FZ2)/Fd = 1,23761.

38. Магнитные напряжения ярм статора и ротора.

при Ba = 1,6 Тл -> Ha = 750 А/м при Bj = 0,908562 Тл -> Hj = 99,8 А/м

Тогда

La = p(Da – ha)/(2p) = 0,226698 м;

hj = 0,5(D2-Dj) – hП2 = 38,045 мм;

Lj = p(DB + hj)/(2p) = 0,0933593 м;

Fa = La Ha = 170,024 А;

Fj = Lj Hj = 9,31726 А.

38. Магнитное напряжение на пару полюсов

Fц = Fd + FZ1 + FZ2 + Fa +Fj =1198,2 А.

39. Коэффициент насыщения магнитной цепи.

km = Fц/Fd = 1,45545.

40. Намагничивающий ток.

Im = pFц/(0,9mw1kоб1) = 5,71895 А.

Относительное значение

Im* = Im/I = 0,242328.

Параметры машины выбраны оптимально (больше 0,2, но меньше 0,3, значит довольно высокий КПД и cosj при не слишком высоком перерасходе материала).

Параметры рабочего режима

44. Активное сопротивление фазы обмотки статора. Для класса нагревостойкости изоляции F расчётная температура Vрасч = 114 OC. Для медных проводников r115 = 10-6/41 (Ом.м).

Принимаю kR = 1. lП1 = 0,132 м. Из таблицы 8.21 KЛ = 1,3. Возьму всыпную обмотку, укладываемую в пазы до запрессовки сердечника в корпус, поэтому B = 0,01 м. b = 1.

bКТ = p(D + hП)/(2p).b1 = 187,428 мм.

lЛ1 = KЛ bКТ + 2B = 0,263657 м.

lСР1 = 2 (lП1 + lЛ1) = 0,791313 м.

L1 = lСР1 w1 = 128,193 м.

r1 = r115 L1/(qэф a) = 0,68869 Ом.

Длина вылета лобовой части катушки.

lвыл = kвыл bКТ = 84,9713 мм.

где из таблицы 8.21 kвыл = 0,4.

Относительное значение

r1* = r1.I/U = 0,0427713.

45. Активное сопротивление фазы обмотки ротора.

Для литой алюминиевой обмотки

r115Al = 10-6/20,5 Ом.м.

rc = r115Al l2/qc = 29,8425.10-6 Ом.

rКЛ = r115Al 0,904914.10-6 ≈ 1.10-6 Ом.

r2 = rС + 2rКЛ/D2 = 46,5436.10-6 Ом.

Приводим r2 к числу витков обмотки статора.

r2’ = r20,354013 Ом.

Относительное значение.

r2*’ = r2.I1ном/u1ном = 0,0219861.

46. Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора.

h3 = hпк – 2 bиз =19,5307 мм.

h2 = 0 (проводники закреплены пазовой крышкой).

h1 = 0,5(b1 - bШ1) = 3,82793 мм.

Для однослойных обмоток: kb = kb’ =1. b = 1.

ld’ = ld;

=1,45584.

1,59549;

Пусть bск = 0. tZ2/tZ1 = 1,25633. Тогда по рис. 8.51, д kСК = 1,25.

 = 1,05105.

=1,81152.

 = 1,66353 Ом.

= 0,0103314.

47. Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора.

, где

= 2,37312

h0 = h1 + 0,4b2 = 26,6 мм.

hШ = 0,7 мм; b2 = 5 мм; b1 = 9,1 мм; bШ = 1,5 мм; hШ’ = 0,3 мм; qC = 215,767 мм2; h1 = 24,6 мм.

Для рабочего режима kД = 1. ld’ = 132 мм.

=0,664757

 = 2,17745, где =1,005467925 (Стоит признать, что в первом издании Копылова, они правильно взяли x просто за 1).

Приводим x2 к числу витков статора.

=1,3237 Ом.

 = 0,0892025

Расчёт потерь

48. Потери в стали основные.

Удельная масса стали – gC = 7,8.103.

 = 23,8713 кг.

 = 6,58504 кг.

p1,0/50 = 2,5 Вт/кг, b = 1,5 для стали 2013.

Для машин мощностью меньше 250кВт можно приближённо принимать

kДА = 1,6; kДZ = 1,8.

 = 351,416 Вт.

49. Поверхностные потери в роторе.

k02 = 1,5.

bш1/d = 6,37931, тогда по рис. 8.53: b02 =0,36.

B02 = b02 kd Bd = 0,321374 Тл.

 = 296,257 Вт/м2.

= 24,0423 Вт.

50. Пульсационные потери в зубцах ротора.

 = 0,105596 Тл;

 = 9,4028 кг;

= 59,7872 Вт.

51. Сумма добавочных потерь в стали.

Pст.доб = Pпов1 + Pпул1 + Pпов2 + Pпул2 = 59,7872 + 24,0423 = 83,8295.

52. Полные потери в стали.

Pст = Pст.осн + Pст.доб = 435,246.

53. Механические потери.

Для двигателей с 2p = 4, коэффициент KT = 1,3(1 - Da) =0,8905.

Тогда  = 197,269 Вт.

54. Холостой ход двигателя.

 = 67,5736 Вт.

 = 0,61413 А.

 = 5,75183 А.

 = 0,106768.

Расчёт рабочих характеристик

55. Параметры.

 = 3,58153 Ом.

 = 64,7823 Ом.

= 0,00894853 рад = 0,512713 градусов.

Т.к. g<1º, то можно использовать приближённую формулу.

 = 1,02568.

Активная составляющая тока синхронного холостого хода:

 = 0,367535 А.

a’ = c12 =1,05202; b’ = 0.

a = c1r1 = 0,706375 Ом.

b = c1(x1 + c1x2’) = 3,09881 Ом.

Потери, не изменяющиеся при изменении скольжения.

Pст + Pмех = 632,515 Вт = 0,63 кВт.

Номинальное скольжение – это скольжение, соответствующее номинальной нагрузке двигателя.

56. Рассчитываю рабочие характеристики для скольжений S = 0,005…0,03 с шагом 0,005.

Предварительно принимаю Sном = r2*’ = 0,0219861.

Результаты расчётов привожу в таблице 1.

Номинальное скольжение нахожу как решение уравнения P2 = PНОМ.

Номинальные данные спроектированного двигателя: SНОМ = 0,022149593354631487.

P2НОМ = 22 кВт; U1НОМ = 380/660 В; I1НОМ = 23,6 А; cos jНОМ = 0,914947; hНОМ = 0,901853.

Исходя из данных, строю зависимости.

n = (1 - S) n1 = 1466,78 об/мин.


Таблица 1

Рабочие характеристики асинхронного двигателя

P2ном =22кВт; U1=380…660В; 2p=4;I0a=0,367535 A; I0p= Im =5,71895 А; Pст+Pмех=0,632515 кВт; r1=0,68869Ом; r2'=0,354013Ом ;c1 =1,02568; a' =1,05202; a =0,706375Ом ;b' =0; b =3,09881Ом ; I1н =23,6А

п/п

Расчётная

формула

Единица

Скольжение

Sном=

0,005

0,01

0,015

0,02

0,025

0,03

0,02215

1

a'r2'/S

Ом

74,48575125

37,24288

24,82858

18,62144

14,89715

12,41429

16,81425

2

R=a+a’r2’/S

Ом

75,19212625

37,94925

25,53496

19,32781

15,60353

13,12067

17,52062

3

X=b+b’r2’/S

Ом

3,09881

3,09881

3,09881

3,09881

3,09881

3,09881

3,09881

4

Z=(R2+X2)0,5

Ом

75,25595308

38,07556

25,7223

19,57465

15,90826

13,48164

17,79255

5

I2''=U1/Z

А

5,049434423

9,980155

14,77317

19,41286

23,88697

28,18649

21,35725

6

cosj2'=R/Z

-

0,99915187

0,996683

0,992717

0,98739

0,980844

0,973225

0,984717

7

sinj2'=X/Z

-

0,041176942

0,081386

0,120472

0,158307

0,194793

0,229854

0,174163

8

I1a=I0a+I2’’cosj2'

А

5,412686846

10,31458

15,03311

19,5356

23,79693

27,79933

21,39838

9

I1p=I0p+I2’’sinj2'

А

5,926870267

6,531193

7,4987

8,792148

10,37195

12,19773

9,4386

10

I1=(I1a2+I1p2)0,5

А

8,026516683

12,20848

16,79955

21,42292

25,95904

30,35766

23,38756

11

I2'=c1I2’’

А

5,179103899

10,23645

15,15255

19,91138

24,50038

28,91032

21,90571

12

P1=3U1I1a.10-3

кВт

6,170463005

11,75862

17,13775

22,27058

27,12851

31,69124

24,39415

13

PЭ1=3I12r1.10-3

кВт

0,133106498

0,307942

0,583096

0,948205

1,392266

1,904064

1,130095

14

PЭ2=3(I2/)2r2/.10-3

кВт

0,028487197

0,111286

0,243844

0,421059

0,637509

0,887659

0,50963

15

Pдоб=0,005P1

кВт

0,030852315

0,058793

0,085689

0,111353

0,135643

0,158456

0,121971

16

SP=Pст+Pмех+Pэ1+Pэ2+Pдоб

кВт

0,824961009

1,110535

1,545144

2,113133

2,797932

3,582695

2,39421

17

P2=P1-SP

кВт

5,345501995

10,64809

15,5926

20,15745

24,33057

28,10855

21,99994

18

h=1-SP/P1

-

0,866304845

0,905556

0,90984

0,905116

0,896864

0,88695

0,901853

19

cosj=I1а/I1

-

0,674350663

0,84487

0,894852

0,911902

0,916711

0,915727

0,914947


P1

 

P2

 

I1

 
 


P2

 

cos j

 

P2

 

h

 
 


P2

 

P2

 

S

 

Расчёт пусковых характеристик

а) Расчёт изменения токов с учётом влияния изменения параметров под влиянием эффекта вытеснения тока (без учёта влияния насыщения от полей рассеяния).

Учёт эффекта вытеснения тока

С увеличением частоты тока в стержнях обмотки короткозамкнутого ротора возникает эффект вытеснения тока, в результате которого плотность тока в верхней части стержней возрастает, а в нижней – уменьшается, при этом активное сопротивление ротора увеличивается, а индуктивное уменьшается. Изменение сопротивлений ротора влияет на пусковые характеристики машины. Неравномерность распределения плотности тока  вызывает увеличение электрических потерь в обмотке, эквивалентное увеличению её активного сопротивления, и пусковой момент двигателя возрастает.

В большинстве случаев эффект вытеснения тока в обмотках короткозамкнутых роторов играет положительную роль, т. к. увеличивает начальные моменты двигателей. Это широко используется при проектировании АД, выполняя роторы

Похожие материалы

Информация о работе