|
Введение
1. Кинематический и силовой расчет привода
2. Расчет закрытой зубчатой передачи
3. Расчет клиноременной передачи
4. Определение сил в зацеплении закрытой передачи
5. Проектный расчет валов
6. Определение реакций в опорах подшипников
7. Проверочный расчет подшипников
8. Расчет шпонок на смятие
9. Определение массы и технического уровня редуктора
Список литературы
Введение
Редуктор относится к механизмам, понижающим или повышающим скорость вращения от двигателя к рабочей машине. В данной работе приведены расчеты цилиндрической косозубой передачи.
Достоинства такой передачи:
1. Высокий КПД – 97-98%;
2. Высокая загрузочная способность и надежность;
3. Простота обслуживания;
4. Возможность использования недефицитных материалов;
5. Постоянное передаточное число.
Но у нее есть и ряд недостатков:
1. При изготовлении требуется высокая точность;
2. появление шума в процессе работы;
3. Высокая жесткость не позволяет компенсировать нединамические нагрузки.
1. Кинематический и силовой расчет привода
Pвых=Ft×V; Pвых=16000×0,6=9600Вт=9,6Вт
; об/мин
Pвых – потребляемая мощность привода
nвых – частота вращения приводного вала
1.1. Выбор электродвигателя:
Pтреб – требуемая мощность электродвигателя
hобщ – общее КПД кинематической цепи
, где
hрем – КПД ременной передачи
hм – КПД муфты
hопор – КПД опор
hзуб – КПД зубчатой передачи (с опорами, закрытой, цилиндрической)
hрем = 0,95; hм = 0,98; hопор = 0,99; hзуб = 0,97 П.Ф. Дунаев т.1.1.
hобщ = 0,95×0,982×0,992×0,97 = 0,86739 » 0,867
Требуемая частота вращения вала электродвигателя – nэ.тр.
nэ.тр. = nвых×uз×up, где uз – передаточное число зубчатой передачи
up – передаточное число ременной передачи
Принимаем: uз = 5,6; up = 3. П.Ф. Дунаев т.1.2.
nэ.тр. = 45,83×5,6×3=770,0 об/мин
Выбираем двигатель АИР160М8/727; Рдв = 11кВт
1.2. Уточнение передаточных чисел привода
, где
nдв – асинхронная частота,
nдв = 727 об/мин П.Ф. Дунаев т.24.9.
Распределим uобщ между ременной и зубчатой передачами
up = 3;
1.3. Кинематический и силовой расчет привода
nдв = 727 об/мин;
nо = 727 об/мин;
; об/мин;
; об/мин
; с-1
; с-1
; с-1,
; Н м = Н м
; Н×м = 407,2 Н×м
; Н×м = 2010,8 Н×м
Вал № |
n об/мин |
w с-1 |
T Н×м |
0 |
727 |
76,13 |
145,8 |
1 |
242,(3) |
25,38 |
407,2 |
2 |
45,72 |
4,79 |
2010,8 |
2. Расчет закрытой зубчатой передачи
2.1. Выбор твердости, термической обработки и материала колес
По рекомендации в учебнике П.Ф. Дунаев стр. 11 принимаем для шестерни и колеса сталь 40Х с улучшением.
2.2. Определение допускаемых контактных напряжений
, где
sHlim – предел контактной выносливости
sHlim = 2×HBср + 70 Дунаев т. 2.2.
sHlim1 = 2×285,5 + 70 = 641 МПа
sHlim2 = 2×248,5 + 70 = 567 МПа
SH = коэффициент запаса прочности
SH = 1,1 Дунаев стр. 13
ZN – коэффициент долговечности
ZN = , при 1£ZN£ZNmax, где
NHG – число циклов, соответствующее перелому кривой усталости
NHG = Дунаев стр. 13
NHG1 =
NHG2 =
NK – расчетное число циклов перемены напряжений
NK = 60×n×nз×Lh, где Дунаев стр. 13
n – число оборотов
nз – число колес, находящихся в зацеплении с рассматриваемым
NK1 = 60×242,(3)×1×15000 = 218,1×106
NK2 = 60×45,72×1×15000 = 41,14×106
ZNmax = 2,6 Дунаев стр. 13
ZN1 = < 1 Þ ZN1 = 1,
ZN2 = < 1 Þ ZN2 = 1,
ZR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости,
ZR = 1 Дунаев, стр. 13
ZV – коэффициент, учитывающий влияние скорости,
ZV = 1 Дунаев, стр. 14
Для цилиндрических косозубых передач за допускаемое напряжение принимается
[s]H = 0,45×([s]H1 + [s]H2) £ 1,25×[s]Hmin Дунаев, стр. 14
[s]Hmin = [s]H2 = 515,5 МПа
[s]H = 0,45×(582,7 + 515,5) £ 1,25×515,5 МПа
[s]H = 494,2 £ 644,4 МПа
2.3. Допускаемые напряжения изгиба
, где
sFlim – предел выносливости
sFlim = 1,75×HBср Дунаев т. 2.3.
sFlim1 = 1,75×285,5 = 500 МПа
sFlim2 = 1,75×248,5 = 435 МПа
SF = коэффициент запаса прочности
SF = 1,7 Дунаев стр. 15
YN – коэффициент долговечности
YN = , при 1£YN£YNmax, где YNmax = 4, q = 6 – для улучшенных зубчатых колес Дунаев стр. 15
YN = , где
NFG – число циклов, соответствующее перелому кривой усталости
NFG = 4×106 Дунаев стр. 15
NK1 = 218,1×106
NK2 = 41,14×106
YN1 = < 1 Þ YN1 = 1,
ZN2 = < 1 Þ YN2 = 1,
YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости,
ZR = 1 Дунаев, стр. 15
YA – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки,
YA = 1 Дунаев, стр. 15
МПа
МПа
[s]F = 255,88 Н/мм2
2.4. Определение межосевого расстояния
, Шейнблит, стр 58
где Ka – вспомогательный коэффициент,
Ka = 43, Штейнблит, стр. 58
ya – коэффициент ширины венца колеса,
ya = 0,3; Штейнблит, стр 58
u = 5,3
T2 = 2010,8 Н×м
[s]H = 494,2 МПа = 494,2 Н/мм2
KHb - коэффициент непрерывности нагрузки по длине зуба
KHb = 1, Шт. стр. 59
мм
В соответствии с ГОСТ 6636-69 принимаем = 280 мм
2.5. Определение модуля зацепления
, Шт. стр. 59
где Km – вспомогательный коэффициент
Km = 5,8 Шт. стр. 59
- делительный диаметр колеса Шт. стр. 59
мм
- ширина венца колеса Шт. стр. 59
b2 = 0,3×280 = 84 мм
T2 = 2010,8×103 Н×мм
[s]F = 255,88 Н/мм2
мм
По стандартному ряду чисел принимаем m = 4 мм Шт. стр. 59
2.6. Определение угла наклона зубьев
bmin = Шт. стр. 60
bmin = = 9,6
2.7. Определение суммарного числа зубьев колеса и шестерни
Шт. стр. 60
, принимаем
2.8. Уточнение действительной величины угла наклона зубьев
b = Шт. стр. 60
b =
2.9. Определение числа зубьев шестерни
Шт. стр. 60
; принимаем z1 = 22 > 18
2.10. Определение числа зубьев колеса
z2 = zS - z1 Шт. стр. 60
z2 = 138 – 22 = 116
2.11. Определение фактического передаточного числа
Шт. стр. 60
Шт. стр.
- отклонение от заданного u
2.12. Определение фактического межосевого расстояния
Шт. стр. 60
2.13. Определение основных геометрических параметров
Параметр |
Шестерня |
Колесо |
|
Диаметр |
Делительный |
d1 = mz1/Cosb d1 = 89,3 мм |
d2 = mz2/Cosb d2 = 470,7 мм |
Вершин зубьев |
da1 = d1 + 2m da1 = 97,3 мм |
da2 = d2 + 2m da2 = 478,7 мм |
|
Впадин зубьев |
df1 = d1 – 2,4m df1 = 79,7 мм |
df2 = d2 – 2,4m df2 = 461,1 мм |
|
Ширина венца Принимаем |
b1 = b2 + (2..4) мм b1 = 84+4 = 88 мм b1 = 90 мм |
b2 = ya×aw b2 = 84 мм b2 = 85 мм |
2.14. Проверка межосевого расстояния
мм
2.15. Проверка пригодности заготовок колес
Dзаг £ Dпред
Dзаг = da1 + 6 мм = 97,3 + 6 = 103,3 мм Шт. стр. 61
Dпред = 125 мм Шт. т. 3.2.
103,3 мм £ 125 мм
Sзаг £ Sпред
Sзаг = b2 + 4 мм = (85 + 4) мм = 89 мм Шт. стр. 61
Sпред = 125 мм Шт. т. 3.2.
89 мм £ 125 мм
2.16. Проверка контактных напряжений
Н/мм2 Шт. стр. 61
где К – вспомогательный коэффициент,
К = 376
- окружная сила в зацеплении Шт. стр. 61
Н
KHa - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
V – окружная скорость колеса
Шт. стр. 61
м/с
Степень точности передачи – 9 Шт. т. 4.2.
KHa = 1,11375 Шт. рис. 42
KHV – коэффициент динамической нагрузки
KHV = 1,01 Шт. т. 4.3.
Н/мм2
Н/мм2 < Н/мм2
Недогрузка:
2.17. Проверка напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса
, где
m = 4 мм; b2 = 85 мм; Ft = 8543,87 Н
KFa - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
KFa = 1 Шт. стр. 63
KFb - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба
KFb = 1 Шт. стр. 63
KFV – коэффициент динамической нагрузки
KFV = 1,04 Шт. т. 4.3.
YF1 и YF2 – коэффициенты формы зуба шестерни и колеса
- эквивалентное число зубьев шестерни Шт. стр. 64
- эквивалентное число зубьев колеса Шт. стр. 64
YF1 = 3,95; YF2 = 3,61 Шт. т. 4.4.
- коэффициент, учитывающий наклон зуба Шт. стр. 64
3. Расчет клиноременной передачи
3.1. Выбор сечения ремня
Pном = 11кВт
nном = 727 об/мин
Выбираем сечение «Б» - клиновый ремень нормального сечения Шт. рис. 5.2.
3.2. Определение минимального допустимого диаметра ведущего шкива
dmin = 125 мм Шт. т.5.4.
Tдв = 145,8 Н×м
3.3. Задание расчетного диаметра ведущего шкива
d1 = 224 мм Шт. т. К.40
3.4. Определение диаметра ведомого шкива
d2 = d1×up×(1-e) Шт. стр. 84
up = 3
e = 0,01…0,02 Шт. стр. 77
e = 0,02
d2 = 224×3×(1-0,02)=658,56 мм
Принимаем d2 = 630 мм Шт. т. К.40
3.5. Определение фактического передаточного числа
Шт. стр. 85
- отклонение Шт. стр. 85
3.6. Определение ориентировочного межосевого расстояния
h = 10,5 мм Шт. т. К.31
мм
3.7. Определение расчетной длины ремня
Шт. стр. 85
мм
Принимаем l = 2500 мм Шт. т. К.31
3.8. Уточнение значения межосевого расстояния по стандартной длине
Шт. стр. 85
мм
3.9. Определение угла обхвата ремнем ведущего шкива
Шт. стр. 85
3.10. Определение скорости ремня
Шт. стр. 85
3.11. Определение частоты пробегов ремня
3.12. Определение допускаемой мощности – [Pп], кВт
, где Шт. стр. 87
[P0] – допускаемая приведенная мощность
[P0] = 4,0 Шт. Т. 5.5.
С – поправочные коэффициенты
Ср = 1 Шт. Т. 5.2.
Сa = 0,89 Шт. Т. 5.2.
Сl = 1 Шт. Т. 5.2.
Сz = 0,95 Шт. Т. 5.2.
3.13. Определение количества клиновых ремней
, где Шт. стр. 87
Рном – номинальная мощность двигателя, кВт,
[Pп] – допускаемая мощность, передаваемая ремнями, кВт
Число ремней равно трем.
3.14. Определение силы предварительного натяжения, F0, Н
Шт. стр. 88
Н
3.15. Определение окружной силы, Ft, Н
Н
3.16. Определение сил натяжения ведущей и ведомой ветвей, F1 и F2, Н
Шт. стр. 88
Н
Шт. стр. 88
3.17. Определение силы давления на вал, Fоп, Н
Шт. стр. 88
Н
3.18. Проверка прочности данного ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви,smax, Н/мм2
, где Шт. стр. 81
s1 – напряжение растяжение
А = 138 мм2 Шт. К. 31
Н/мм2
sи – напряжение изгиба
Шт. стр. 81
Eи = 90 Н/мм2 Шт. стр. 81
Н/мм2
sv – напряжение от центробежных сил
Шт. стр. 81
r = 1325 кг/м3
кг/м3
[s]p – допускаемое напряжение растяжения
[s]p = 10 Н/мм2 – для клиновых ремней Шт. стр. 81
Н/мм2Н/мм2
4.1. Определение сил в зацеплении закрытой передачи
Шт. Т. 6.1.
Н
Шт. Т. 6.1.
Н
Шт. Т. 6.1.
Н
5. Проектный расчет валов
5.1. Определение геометрических параметров ступеней валов а) шестерни
мм
dпмм
dбпмм б) колеса
мм
dпмм
dбпмм
5.2. Предварительный выбор подшипников
d |
D |
B |
r |
Cr |
Cor |
|
Колесо |
80 |
140 |
26 |
3,0 |
93,6 |
65,0 |
Шестерня |
70 |
180 |
42 |
4 |
143 |
105 |
6. Определение реакций в опорах подшипников
Тихоходный вал
Дано: Н, Н, Н, Нм, Н, l1=l2=0,073м, l3=0,157м, Ft2w2
Вертикальная плоскость:
SMA=0, Fr2l1+RBB(l1+l2)-M=0, RBB=(M-Fr2l1)/(l1+l2)
RBB=(5605-3154,77 0,073)/(0,073+0,073)= =775,9Н, SMB=0; RAB(l1+l2)-M-Fr2l2=0, RAB=(M+Fr2l2)/(l1+l2)
RAB=(5605+3154,77 0,073)/(0,073+0,073)= =3930,67Н. Проверка: -RAB+Fr2+RBB=0, 0=0.
1) SMС=0, M1+RABx1=0
M1=-RABx1= 0 =0
0,073 =-3930,67´ ´0,073=-286,94Нм
2)
SMС=0
-M2+RBBx2=0, M2=RBBx2= 0 =0
0,073 =775,9 0,073=56,64Нм
Горизонтальная плоскость:
SMA=0, Ft2l1-Fm(l1+l2+l3)-RBГ(l1+l2)=0, RВГ=(Ft2l1+Fm(l1+l2+l3))/(l1+l2)
RВГ=(8543,8 0,073+5605(0,073+0,073+0,157))/(0,073+0,073)=3558,87Н, SMВ=0,
+RАГ(l1+l2)-Ft2l2-Fml3=0, RАГ=(Ft2l2+Fml3)/(l1+l2), RАГ=(8543,8 0,073+5605 0,157)/(0,073+0,073)= =4641,39. Проверка: -RАГ+Ft2-RВГ-Fm=0, 0=0.
1) SMС=0, M1+RАГx1=0, M1=-RАГx1= 0 =0
0,073 =-4641,39 0,073=-338,82Нм
2) SMС=0, -M2-RВГx2-Fm(l3+x2)=0, M2=-RВГx2-Fm(l3+x2)= 0 =-53,94Нм
0,073 =-338,82Нм
3) SMС=0, -M3-Fmx3=0, M3=-Fmx3= 0 =0
0,073 =-5605 0,157=-53,94Нм
Н
Н
Быстроходный вал
Дано: Н, Н, Н, Нм, Н, l1=l2=0,072м, l3=0,153м, Ft2w2
Вертикальная плоскость:
SMA=0, -Fr1l1+RBB(l1+l2)-M=0, RBB=(M+Fr1l1)/(l1+l2)
RBB=(66,18-3154,77 0,072)/(0,072+0,072)= =2036,97Н, SMB=0; -RAB(l1+l2)-M+Fr1l2=0, RAB=(-M+Fr1l2)/(l1+l2)
RAB=(-66,18+3154,77 0,072)/(0,072+0,072)= =1117,8Н. Проверка: RAB+Fr1+RBB=0, 0=0.
1) SMС=0, M1-RABx1=0
M1=RABx1= 0 =0
0,072 =1117,8´ ´0,072=80,48Нм
2)
SMС=0
-M2+RBBx2=0, M2=RBBx2= 0 =0
0,072 =2036,97 0,072=146,66Нм
Горизонтальная плоскость:
SMA=0, -Ft1l1+Fm(l1+l2+l3)-RBГ(l1+l2)=0, RВГ=(-Ft1l1+Fm(l1+l2+l3))/(l1+l2)
RВГ=(-8543,8 0,072+66,18(0,072+0,072+0,153))/(0,072+0,072)=930,53Н, SMВ=0,
Fml3-RАГ(l1+l2)+Ft1l2=0, RАГ=(Ft1l2+Fml3)/(l1+l2), RАГ=(8543,8 0,072+66,18 0,153)/(0,072+0,072)= =6951,97. Проверка: RАГ-Ft1-RВГ+Fm=0, 0=0.
1) SMС=0, M1-RАГx1=0, M1=RАГx1= 0 =0
0,072 =6951,97 0,072=500,54Нм
2) SMС=0, -M2-RВГx2+Fm(l3+x2)=0, M2=-RВГx2+Fm(l3+x2)= 0 =385,93Нм
0,072 =500,54Нм
3) SMС=0, -M3+Fmx3=0, M3=Fmx3= 0 =0
0,072 =66,18 0,153=385,93Нм
Н
Н
7. Проверочный расчет подшипников
7.1. Тихоходный вал
Шт. стр. 128
Шт. стр. 128
Þe=0,207, Y=2,12
V – коэффициент вращения
V = 1 Шт. Т.9.1.
>e=0,207
RE – эквивалентная динамическая нагрузка
X – коэффициент радиальной нагрузки
X = 0,56 Шт. Т.9.1.
Kб – коэффициент безопасности
Kб = 1 Шт. Т.9.4.
Kт – температурный коэффициент
Kт = 1 Шт. Т.9.1.
7.2. Быстроходный вал
Шт. стр. 128
Шт. стр. 128
Þe=0,19, Y=2,3
V – коэффициент вращения
V = 1 Шт. Т.9.1.
>e=0,19
RE – эквивалентная динамическая нагрузка
X – коэффициент радиальной нагрузки
X = 0,56 Шт. Т.9.1.
Kб – коэффициент безопасности
Kб = 1 Шт. Т.9.4.
Kт – температурный коэффициент
Kт = 1 Шт. Т.9.1.
8. Расчет шпонок на смятие
Н/мм2, где
=110..190 Н/мм2
А – площадь смятия
А = (0,94h - t1) lp
lp – рабочая длина шпонки
lp = lшп - b
lp = lшп – (5..10)мм
Шпонки выполняют на 1 и 3 ступенях тихоходного и на 1 ступени
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.