О психологическом и лингвистическом анализе детской речи. Объект лингвистического анализа

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Этот вопрос встает довольно остро,  когда объектом изучения является детская речь.

Детская речь интересует языковедов с разных точек зрения. Превде всего вопрос ставится о том, влияет ли она и гак влияет на развитие языка, как особенности овладения языком оказываются причиной тех или иных изменений в его структуре. Бодуэн де Куртене, например,  считал, что изменения в языке начинаются с изменений в детской речи. Есперсен, предлагая свое решение вопроса, полагал, что имеются   некоторые   виды изменений в языке, которые могут быть целиком или преимущественно отнесены за счет детской речи. Есперсен, однако, отмечал, что существо дела заключается не вообще в различии мезду ребенком и взрослым, а в самом процессе усвоения индивидом уже имеющихся "правильных" языковых форм: изменения могут появляться вслед за правильной формой, но могут возникать и одновременно с усвоением слова или формы.

Усвоение языка происходит в речевом общении, а так как последнее является ведущим фактором развития языка, то анализ процесса овладения языком, возможно, выявит некоторые специфические факторы языковых изменений.  (Заметим, что такой анализ не может быть чисто лингвистическим, так как овладение языком в своих существенных, определяющих чертах должно раскрываться как психологическое явление).

Другой аспект рассмотрения детской речи в интересах языкознания связан с попыткой применить к данной области "биогенетический закон", т.е. осветить общую картину происхождения и развития языка, проводя аналогии с развитием речи ребенка.

Однако нас сейчас интересует третий аспект: может ли развитие речи, овладение языком представлять для языкознания интерес с точки зрения характеристики данного состояния языка, то есть синхронически. Шкет ли, иначе говоря, анализ фактов детской речи раскрыть такие стороны элементов языка, их функций и т.п.,  которые обычным анализом, обычными лингвистическими методами вскрыты быть не шгут.

Саш по себе привлечение теми или иными языковедами фактов детской речи при рассмотрении каких-то лингвистических проблем еще ничего не говорит о необходимости (или важности) изучения детской речи для языкознания. Интерес языкознания к процессу овладения языком должен быть теоретически обоснован. Одна из попыток такого обоснования, более или менее развернутого, принадлежит А.К.Гвоздеву.

А.И.Гвоздев отмечает, что лингвистика, изучая язык, черпает материал в наблюдениях за теми людьми, которые владеют данным языком с детства. Усвоение языка в детском возрасте, обеспечивающее единство языка и его преемственность при смене поколений, представляет собой существенный этап владения языком. Этим,  согласно А.Н.Гвоздеву, и определяется прежде всего интерес языкознания к детской речи. Далее он выдвигает положение, которое по существу является конкретизацией первого.  "Кроме того, детальное освещение того,  каким путем формируются у детей разные элементы русского языка, не может не служить важным дополнением к изучению последних в том сложившемся виде, какой они имеют в русском языке, и проливает свет на их структуру и функционирование".

Уто положение следует считать ошибочным. А.Н.Гвоздев, не учитывая различие языка и речи, языка и речевой деятельности, считает возможным овладение языком рассматривать как его развитие, формирование. Детскую речь и "языковой материал" (Л.ВЛЦер-ба),  "речевые произведения" (А.И.Смирницкий),  как объект лингвистического анализа, автор соотносит друг с другом как явления несложившегося и сложившегося языка. Первую из основных особенностей детской речи, обусловливающих использование ее данных языкознанием, А.Н.Гвоздев видит в том, что детская речь представляет собой "язык в его непрерывном изменении и росте, направлявши воздействием речи окружающей среды".

Такое сопоставление может быть справедливым только в том случае,  если иметь дело именно с речевой деятельностью, с владением   языком, а не с языком как предметом лингвистического анализа (и не с "речевыми произведениями",  "языковым .....

материалом" как его объектом). Тогда действительно обнаружится, что изучение процесса овладения языком имеет значение не только для выяснения закономерностей собственно речевого развития, но и для характеристики гакономерностей "сложившейся" речевой деятельности,  сформировавшегося владения языком. В языкознании же генетическим аспектом является изучение истории   языка, а не истории   о владения   языком. Развитие языкового элемента в речи ребенка не представляет собой какой-нибудь стороны формирования этого элемента,  взятого в системе языка.

Объектом лингвистического анализа являются   развитые, сложившиеся формы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
42 Kb
Скачали:
0