СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕОРИИ
ЛИЧНОСТНОРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработка теории связана прежде всего с идеей гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х годов XX века, когда стало ясно, что образование не может быть основано лишь на тех принципах, которые ориентируют только на познавательное развитие человека.
Гуманизация образования предполагает организацию такого процесса, который бы обеспечивал единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного развития личности с учетом общественных потребностей и личных запросов. Образование как процесс становления психических и личностных свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психические явления, личностные новообразования, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. Они включаются в это взаимодействие как необходимый компонент, без которого оно в высших формах у человека совершаться не может. Эта мысль находит подтверждение во многих психолого-педагогических исследованиях.
В частности, А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не остается один на один с окружающим миром. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека со взрослыми. Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность) составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе. Овладение достижениями материальной и духовной культуры происходит в ходе общения с людьми. Процесс присвоения достижений культуры и называется процессом образования.
Среди гуманистических тенденций реального процесса образования главной является ориентация на развитие личности. Данная закономерность позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов обучения принцип непрерывного развития личности. Ведущий он потому, что все остальные принципы ему подчиняются, обеспечивая внутренние и внешние условия его реализации.
Образование становится таким в том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития». Данная ориентация требует постановки таких задач образования, которые были бы направлены на формирование не обязательно универсальных, но обязательно объективно необходимых базисных качеств личности в том или ином возрастном периоде. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть общечеловеческой культурой, и на этой основе обеспечить развитие всех сторон личности, учитывая благоприятные субъективные (потребности личности) и объективные условия.
Развитие гармоничной личности зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Эта закономерность лежит в основе культурологического подхода к отбору содержания образования.
Базовая гуманитарная культура личности представляет некоторую целостность, включающую в себя оптимальную совокупность ценностных ориентации и свойств личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость. В этой связи самоопределение личности, ее приобщение к национально-культурным традициям и выработка на этой основе ценностных ориентации - стержневая линия гуманитаризации содержания образования. Культурологический принцип требует повышения статуса содержательных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.