Рис.3 |
От чего же зависит нормальное звучание голоса? Как можно развить его или, как чаще всего говорят, поставить? Какими навыками, знаниями и умениями в этой области должен обладать учитель?
Прежде всего, достаточной силой звука он должен быть слышен в любой аудитории. Это качество носит название динамического диапазон а ГОЛ< >са.
Второе важное качество — посыл туки способность звука голоса достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.
Третье качество — гибкость, подвижность голоса, возможность передавать мысль во всей ее полноте и разнообразии оттенков различными по высоте звуками — так называемый звуковысотный диапазон ГОЛО» а
Четвертое качество — богатство тембральной окрас ки, тембр голоса. Оттого, насколько выразителен голос по своей звуковой палитре, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказыва11 и я.
Пятое качество — полетность звук.ь его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, несмешива ясь с ними, не теряясь среди них.
Шестое качество — выносливость, малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства зву чания при длительном выступлении, выдерживать боль шую голосовую нагрузку.
Тренировка речевого голоса Подготовительный этап работы над воспитанием ре чевого голоса складывается из следующих элементов; освобождения фонационных путей, нахождения наибо лее естественного удобного тона голоса, середины зву чания, установки передней позиции звука.
Первый этап работы над голосом — оснобождениефо
национных путей, создание наилучших условий ДЛ1
свободного звучания. Для этого необходимо снять из
лишнее напряжение в области гортани и плечевого п<
яса. После этого можно переходить ко второму этапу
о гыскивать под наслоениями привычек свой естестве!
н. ;й, свободный природный голос, то звучание, коп
р( i возникает легко, свободно, без всяких мышечных
усилий и является для нас максимально органичным.
30
1'и. I |
Рис. 2.
Наиболее простым и эффективным способом нахож-s и ■ I rrt кого органического для каждого человека звуча-• при шины упражнения типа «Стон». При выполне-И и щ о упражнения должно возникнуть ощущение 1 и. иней вверх дыхательной струи, бьющей кверху
.... ими ком, как бы указывая верное направление той
i 1ИИОЙ трассы, по которой поднимается наш звук. inук не должен выходить изо рта, а должен направ-| с к и резонирующие полости головы по направле-• in I (душной струи, как бы поднимающей наш звук, >l 11 ,i и имеете со словом неизбежно устремится изо рта. и указанном навыке это слово вылетит оформлен-■ юранным в определенном резонансном фокусе, •иным всеми частями нашего речевого аппарата. .1 играемом нами приеме никогда в начале заня-1Льзя пользоваться громкостью в упражнениях, ВМый тихий звук, верно и полно резонирующий ртый»), всегда будет слышен и в самом большом И щепии, в последнем из его рядов. Таким путем воз-4 м< i выработать слышимость самой тихой речи, са-|" интимного человеческого разговора, сохраняя i пом естественное звучание с его динамикой и всей }i i и цельностью живого разговорного языка. Важ-i чтобы звук летел не по горизонтали (рис. 1), а Писался вверх по вертикали с тем, чтобы в резуль-• вылететь стремительно изо рта (рис. 2), но никог-по прямой горизонтальной линии! Дыхательная совершает примерно такой путь, как указано на
31
Упражнение 1. «Обратите внимание» Представьте себе, что вам нездоровится, I [ривлекитек себе внимание легким стоном, родившимся на самых кончиках ваших губ: «ммм ...ммммм...ммм...» 11о должно быть никакого напряжения гортани, активны только дыхатель ные мышцы и губы. Пусть стон будет похож на легкое мычанье, возникшее «а самых кончиках ирик[)Ы тых губ. Ког да вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках прикрытых губ гак, чт< >бы он туп т. их виб рацию, можно переходить к следу ющему у пра ж 11ению.
Упражнение 2. «Колыбельная»
Сядьте свободно, удобно, но не ра:шаля< i. Вам пред стоит убаюкать малыша. Потихоньку баюкайте его ти хим мычанием сквозь сомкнутые губы: «ммм ммм-ммм —м». Мычите, не раскрывая рта, ровно, спокойно без звуковых толчков, но достаточно энергично. Рот при крыт, извукрождаетсяневгорло, a на кончиках туб,так, что вы ощущаете их вибрацию.
Усложним упражнение: предлагаемые об( гоятельств<1 остаются те же, только в конце каждого созвучия чуть приоткрывайте губы и заканч и на ите его гласным звуком
«а»: «мма — ма — ма...».
Не открывайте широко рот на гласных, I 1у< "п.они так же выдуваются через чуть собранные гу< >ы. Упражнение 3. «Радиограмма»
Попробуйте передать азбукой морзе нужный сигнал Пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам-мам.... мам ммамм...». Чуть приоткрывайте губы па гласном звук! «а» и следите, чтобы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.