Диагностика развития музыкальной культуры ребенка. Три варианта методики, направленной на выявление духовных образований

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Обзор содержания методик диагностики музыкальных способностей детей

.

« Диагностика развития музыкальной культуры ребенка» А.В.Школяр

  • Цель: выявление музыкального опыта ребенка; степени причастности личности к духовным образованиям

Задачи: 1. выявить наличие музыкальной культуры у детей; 2. выяснить понимание музыки ребенком; 3. выявить предпочтения в музыке у детей;

Три варианта методики, направленной на выявление духовных образований:

  • 1. Встреча с музыкой на занятии (главное – значимый мотив обращения к тем или иным произведениям).
  • 2. Музыка для домашней фонотеки (Музыка для домашней фонотеки – связана с воображаемой ситуацией).
  • 3. Музыка для друзей (связана с выявлением у детей предпочитаемой музыки, но в той ситуации, когда надо составить программу музыкального вечера).
  • Дополнением является небольшая беседа с каждым ребенком. В исследовании музыкального опыта ребенка необходимы данные о наличии у детей определенных навыков музыкального исполнительства. Главное выяснить мотив – вызывает ли такая деятельность у ребенка интерес, увлеченность.

Основные компоненты музыкальной культуры

Основные критерии наличия музыкального опыта:

  • Критерии оценки:
  • 1. Степень внутренней открытости детей для постижения незнакомой музыки
  • 2. Наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку
  • Степень ориентированности детей в музыкально- драматургических выразительных средствах

« Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» К.В. Тарасова

  • Цель: выявление уровня музыкальной
  • одаренности детей дошкольного возраста
  • Подход к структуре музыкальности рассматривается как многоуровневая система собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование музыкального художественного образа в музыкальной деятельности.

Структура музыкальности Музыкальные способности

Проведение диагностических занятий с детьми:

  • 4-5 лет,
  • Цель: выявление общих художественных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку у детей
  • 2 этапа
  • Отбор детей, которые отличаются от сверстников яркими муз.способностями;
  • Специальные диагностические занятия по определенной программе, включающие 5 заданий.
  • Методы и приемы:
  • Беседа
  • Наблюдение
  • (за поведением ребенка)

  • 5-6 лет
  • Цель: выявление уровня развития основных компонентов музыкальности: (музыкально-сенсорных способностей, музыкального мышления, музыкальной памяти у одаренных дошкольников).
  • один этап
  • Выявление уровня развития музыкального ритма
  • Выявление уровня развития музыкального слуха

«Диагностика музыкальных способностей детей» К.В. Тарасова

Цель: выявление уровня развития каждой музыкальной способности, входящих в систему музыкальности

Содержание диагностики музыкальности и составляющих ее музыкальных способностей определяется подходом к структуре музыкальности.

Структура и этапы становления диагностируемых музыкальных способностей

Методика проведения диагностических занятий

  • Занятия проводятся циклами, в каждый входят определение уровня эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе наблюдения за ребенком и 4 специальных диагностических занятия по определению у детей уровней развития:
  • Чувство музыкального ритма
  • Мелодического слуха
  • Репродуктивного компонента музыкального мышления
  • Продуктивного компонента музыкального мышления

  • Время проведения: в младшей группе 2 раза (сентябрь – октябрь, апрель - май).
  • Со средней группы 1 раз в год (апрель - май).
  • Форма проведения: индивидуально (предлагается 3 попытки решения каждой задачи, учитывается лучший результат; результаты обследования анализируются и определяется уровень развития: низкий, средний, высокий).

« Методика определения музыкального развития детей» Ю.Б. Алиев

  • Цели:
  • - выявить значимость музыки в жизни ребенка;
  • - определить уровень знаний элементов музыкального языка;
  • - определить, насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой, как значимой явлением в мире
  • - определить эмоциональную отзывчивость у детей;

  • Методы и приемы:
  • Наблюдение
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Беседа

Параметры оценки овладения детьми творческими навыками и умениями

- эмоциональность; - степень осознанности; - индивидуальность в выборе средств; - художественность воплощение замысла; - применение на практике имеющегося музыкального опыта;

  • Критерии музыкальной грамотности
  • и наличие музыкального опыта осуществляется
  • по диагностике
  • А.В. Школяр.

«Контроль за развитием музыкальных способностей» О. П. Радынова

  • Цель: Контроль за развитием
  • музыкальных способностей
  • Задачи:
  • Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию;
  • Диагностика ладового чувства;
  • Диагностика музыкально-слуховых представлений;
  • Диагностика чувства ритма;
  • Диагностика и постоянное наблюдение за развитием музыкальных способностей с проведением диагностических срезов;

Показатели развития музыкальных способностей

  • Чувство ритма (выразительность движений, их соответствия характеру и ритму музыки);
  • Музыкально – слуховые представления (пение, подбор мелодий по слуху на муз. инструментах);
  • Ладовое чувство (любовь и интерес к слушанию музыки, умение различать

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Музыка
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
168 Kb
Скачали:
0