Обзор содержания методик диагностики музыкальных способностей детей
.
« Диагностика развития музыкальной культуры ребенка» А.В.Школяр
-
Цель: выявление музыкального опыта ребенка; степени причастности личности к духовным образованиям
Задачи:
1. выявить наличие музыкальной культуры у детей;
2. выяснить понимание музыки ребенком;
3. выявить предпочтения в музыке у детей;
Три варианта методики, направленной на выявление духовных образований:
-
1. Встреча с музыкой на занятии (главное – значимый мотив обращения к тем или иным произведениям).
-
2. Музыка для домашней фонотеки (Музыка для домашней фонотеки – связана с воображаемой ситуацией).
-
3. Музыка для друзей (связана с выявлением у детей предпочитаемой музыки, но в той ситуации, когда надо составить программу музыкального вечера).
-
Дополнением является небольшая беседа с каждым ребенком. В исследовании музыкального опыта ребенка необходимы данные о наличии у детей определенных навыков музыкального исполнительства. Главное выяснить мотив – вызывает ли такая деятельность у ребенка интерес, увлеченность.
Основные компоненты музыкальной культуры
Основные критерии наличия музыкального опыта:
-
Критерии оценки:
-
1. Степень внутренней открытости детей для постижения незнакомой музыки
-
2. Наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку
-
Степень ориентированности детей в музыкально- драматургических выразительных средствах
« Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» К.В. Тарасова
-
Цель: выявление уровня музыкальной
-
одаренности детей дошкольного возраста
-
Подход к структуре музыкальности рассматривается как многоуровневая система собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование музыкального художественного образа в музыкальной деятельности.
Структура музыкальности Музыкальные способности
Проведение диагностических занятий с детьми:
-
4-5 лет,
-
Цель: выявление общих художественных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку у детей
-
2 этапа
-
Отбор детей, которые отличаются от сверстников яркими муз.способностями;
-
Специальные диагностические занятия по определенной программе, включающие 5 заданий.
-
Методы и приемы:
-
Беседа
-
Наблюдение
-
(за поведением ребенка)
-
5-6 лет
-
Цель: выявление уровня развития основных компонентов музыкальности: (музыкально-сенсорных способностей, музыкального мышления, музыкальной памяти у одаренных дошкольников).
-
один этап
-
Выявление уровня развития музыкального ритма
-
Выявление уровня развития музыкального слуха
«Диагностика музыкальных способностей детей» К.В. Тарасова
Цель: выявление уровня развития каждой музыкальной способности, входящих в систему музыкальности
Содержание диагностики музыкальности и составляющих ее музыкальных способностей определяется подходом к структуре музыкальности.
Структура и этапы становления диагностируемых музыкальных способностей
Методика проведения диагностических занятий
-
Занятия проводятся циклами, в каждый входят определение уровня эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе наблюдения за ребенком и 4 специальных диагностических занятия по определению у детей уровней развития:
-
Чувство музыкального ритма
-
Мелодического слуха
-
Репродуктивного компонента музыкального мышления
-
Продуктивного компонента музыкального мышления
-
Время проведения: в младшей группе 2 раза (сентябрь – октябрь, апрель - май).
-
Со средней группы 1 раз в год (апрель - май).
-
Форма проведения: индивидуально (предлагается 3 попытки решения каждой задачи, учитывается лучший результат; результаты обследования анализируются и определяется уровень развития: низкий, средний, высокий).
« Методика определения музыкального развития детей» Ю.Б. Алиев
-
Цели:
-
- выявить значимость музыки в жизни ребенка;
-
- определить уровень знаний элементов музыкального языка;
-
- определить, насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой, как значимой явлением в мире
-
- определить эмоциональную отзывчивость у детей;
-
Методы и приемы:
-
Наблюдение
-
Анкетирование
-
Тестирование
-
Беседа
Параметры оценки овладения детьми творческими навыками и умениями
- эмоциональность;
- степень осознанности;
- индивидуальность в выборе средств;
- художественность воплощение замысла;
- применение на практике имеющегося музыкального опыта;
-
Критерии музыкальной грамотности
-
и наличие музыкального опыта осуществляется
-
по диагностике
-
А.В. Школяр.
«Контроль за развитием музыкальных способностей» О. П. Радынова
-
Цель: Контроль за развитием
-
музыкальных способностей
-
Задачи:
-
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию;
-
Диагностика ладового чувства;
-
Диагностика музыкально-слуховых представлений;
-
Диагностика чувства ритма;
-
Диагностика и постоянное наблюдение за развитием музыкальных способностей с проведением диагностических срезов;
Показатели развития музыкальных способностей
-
Чувство ритма (выразительность движений, их соответствия характеру и ритму музыки);
-
Музыкально – слуховые представления (пение, подбор мелодий по слуху на муз. инструментах);
-
Ладовое чувство (любовь и интерес к слушанию музыки, умение различать