Обзор содержания методик диагностики музыкальных способностей детей
.
« Диагностика развития музыкальной культуры ребенка» А.В.Школяр
Цель: выявление музыкального опыта ребенка; степени причастности личности к духовным образованиям
Задачи:
1. выявить наличие музыкальной культуры у детей;
2. выяснить понимание музыки ребенком;
3. выявить предпочтения в музыке у детей;
Три варианта методики, направленной на выявление духовных образований:
1. Встреча с музыкой на занятии (главное – значимый мотив обращения к тем или иным произведениям).
2. Музыка для домашней фонотеки (Музыка для домашней фонотеки – связана с воображаемой ситуацией).
3. Музыка для друзей (связана с выявлением у детей предпочитаемой музыки, но в той ситуации, когда надо составить программу музыкального вечера).
Дополнением является небольшая беседа с каждым ребенком. В исследовании музыкального опыта ребенка необходимы данные о наличии у детей определенных навыков музыкального исполнительства. Главное выяснить мотив – вызывает ли такая деятельность у ребенка интерес, увлеченность.
Основные компоненты музыкальной культуры
Основные критерии наличия музыкального опыта:
Критерии оценки:
1. Степень внутренней открытости детей для постижения незнакомой музыки
2. Наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку
Степень ориентированности детей в музыкально- драматургических выразительных средствах
« Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста» К.В. Тарасова
Цель: выявление уровня музыкальной
одаренности детей дошкольного возраста
Подход к структуре музыкальности рассматривается как многоуровневая система собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование музыкального художественного образа в музыкальной деятельности.
Структура музыкальности Музыкальные способности
Проведение диагностических занятий с детьми:
4-5 лет,
Цель: выявление общих художественных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку у детей
2 этапа
Отбор детей, которые отличаются от сверстников яркими муз.способностями;
Специальные диагностические занятия по определенной программе, включающие 5 заданий.
Методы и приемы:
Беседа
Наблюдение
(за поведением ребенка)
5-6 лет
Цель: выявление уровня развития основных компонентов музыкальности: (музыкально-сенсорных способностей, музыкального мышления, музыкальной памяти у одаренных дошкольников).
один этап
Выявление уровня развития музыкального ритма
Выявление уровня развития музыкального слуха
«Диагностика музыкальных способностей детей» К.В. Тарасова
Цель: выявление уровня развития каждой музыкальной способности, входящих в систему музыкальности
Содержание диагностики музыкальности и составляющих ее музыкальных способностей определяется подходом к структуре музыкальности.
Структура и этапы становления диагностируемых музыкальных способностей
Методика проведения диагностических занятий
Занятия проводятся циклами, в каждый входят определение уровня эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе наблюдения за ребенком и 4 специальных диагностических занятия по определению у детей уровней развития:
Чувство музыкального ритма
Мелодического слуха
Репродуктивного компонента музыкального мышления
Продуктивного компонента музыкального мышления
Время проведения: в младшей группе 2 раза (сентябрь – октябрь, апрель - май).
Со средней группы 1 раз в год (апрель - май).
Форма проведения: индивидуально (предлагается 3 попытки решения каждой задачи, учитывается лучший результат; результаты обследования анализируются и определяется уровень развития: низкий, средний, высокий).
« Методика определения музыкального развития детей» Ю.Б. Алиев
Цели:
- выявить значимость музыки в жизни ребенка;
- определить уровень знаний элементов музыкального языка;
- определить, насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой, как значимой явлением в мире
- определить эмоциональную отзывчивость у детей;
Методы и приемы:
Наблюдение
Анкетирование
Тестирование
Беседа
Параметры оценки овладения детьми творческими навыками и умениями
- эмоциональность;
- степень осознанности;
- индивидуальность в выборе средств;
- художественность воплощение замысла;
- применение на практике имеющегося музыкального опыта;
Критерии музыкальной грамотности
и наличие музыкального опыта осуществляется
по диагностике
А.В. Школяр.
«Контроль за развитием музыкальных способностей» О. П. Радынова
Цель: Контроль за развитием
музыкальных способностей
Задачи:
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию;
Диагностика ладового чувства;
Диагностика музыкально-слуховых представлений;
Диагностика чувства ритма;
Диагностика и постоянное наблюдение за развитием музыкальных способностей с проведением диагностических срезов;
Показатели развития музыкальных способностей
Чувство ритма (выразительность движений, их соответствия характеру и ритму музыки);
Музыкально – слуховые представления (пение, подбор мелодий по слуху на муз. инструментах);
Ладовое чувство (любовь и интерес к слушанию музыки, умение различать