Ребенок как субъект музыкально-художественной деятельности
Ребенок как субъект (современный взгляд):
· демонстрация личностного отношения к объекту, предмету, явлению;
· желание проявлять активность к избранному объекту;
· собственная деятельность.
Качества ребенка-субъекта
Ø интерес к музыке;
Ø избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;
Ø инициативность;
Ø желание заниматься музыкальной деятельностью;
Ø самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;
Ø творчество в интерпретации музыкальных произведений.
Субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности
Эмоционально-субъектные проявления
выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности.
Деятельностно-субъектные проявления
связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности.
Природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Генезис детской музыкальной деятельности
1 этап—музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами — носителями звуков.
2 этап — музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе:
- источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении;
- увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка — игра;
3 этап — музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности.
Осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности.
Виды музыкально-художественной деятельности дошкольников
слушание;
исполнительство;
сочинительство.
Средний дошкольный возраст. Благодаря возросшей самостоя- I тельности и накопленному музыкальному опыту ребенок 4 — 5 лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
Чувственное познание свойств музыкального звука и двигатель- ' ное, перцептивное восприятие метроритмической основы музы- ] кальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать 1 услышанную музыку, ориентируясь в средствах ее выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывают у ребен- I ка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоя- | тельного исполнительства.
Условия организации музыкальной деятельности детей этого I возраста
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.