Краевой институт повышения квалификации работников образования
Утверждаю:
«____»____________2010г.
Программа повышения квалификации
«Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью»
Категория слушателей: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, старшие вожатые, классные руководители.
Срок обучения – 72 часа
Авторы:
,
Преподаватель. Красноярский педагогический колледж № 2.
зам.директора ГКБУ «Дом работников просвещения».
г. Красноярск
2010год
«Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью».
Пояснительная записка
Роль искусства звучащей речи постоянно возрастает, так как речь – основное орудие труда преподавателя, а грамотно озвученное оформление ее является средством коммуникативных взаимосвязей: «Исполнитель - слушатель», «Лектор - аудитория», «Учитель - ученик».
Курс «Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью» является одним из специальных предметов в подготовке театральной педагогики.
Цель курса: Освоение системы знаний, умений, основ сценической речи и методики руководства художественно-речевой деятельностью в детском коллективе.
Задачи курса :
1. Организовать процесс освоения теоретических основ сценической речи.
2. Овладеть исполнительским искусством художественного слова.
3. Обеспечить процесс освоения методики организации детской художественно-речевой деятельности в воспитательно-образовательном процессе театральной педагогики.
4. Раскрыть сущность режиссерской работы над словом: научить логически последовательно и психологически обоснованно представить содержание авторского текста.
Содержание курса «Сценическая речь» распределяется по разделам, но, практически, почти все разделы начинают изучаться одновременно с первых занятий. На занятиях по дикции и орфоэпии требуетсяправильное использование дыхания и голоса. С первых же упражнений по дыханию и голосу, в свою очередь, проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Произношение текста требует точной логики и т.д.
Изучая все разделы сценической речи, слушатели не только получают теоретические знания, но и включаются в практическую работу с исполнителями, приобретают знания по методике работы с участниками творческого коллектива, работают над исправлением своих речевых недостатков, воспитанием голоса, внешней и внутренней техникой словесного действия, исполнительским мастерством.
Учебные занятия слушателей разделяются на два вида:
1. Работа под руководством преподавателя на групповых и индивидуальных занятиях.
2. Самостоятельная работа (изучение рекомендованной литературы, выполнения контрольных работ и заданий).
Оцениваются знания по теории, методике предмета, а также по овладению практическими навыками сценической речи.
По всем разделам курса «Основы сценической речи» даны списки рекомендуемой литературы, даются задания для самостоятельного изучения отдельных тем.
«Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью»
№ п/п |
Наименование разделов, дисциплин и тем |
Всего час., в том числе |
Форма контроля |
||
лекции |
Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др. |
Практические, лабораторные, семинарские занятия |
|||
1 |
Слово и его значение. Связь и взаимозависимость курсов «Сценическая речь» и «Театральная педагогика» . |
2 |
2 |
1 |
Практические задание |
1.1 |
Общие вопросы теории Основ сценической речи |
1 |
1 |
||
1.2 |
Открытие К.С. Станиславским и В.И. Немировичем -Данченко органических законов живой речи на сцене. Речевое общение |
1 |
1 |
1 |
|
2 |
Техника речи и ее значение. Техника звучащей речи. |
4 |
16 |
Практические задание |
|
2.1 |
Дикция |
1 |
4 |
||
2.2 |
Дыхание и голос |
1 |
4 |
||
2.3 |
Голос и дикция |
1 |
2 |
||
2.4 |
Произношение гласных и согласных звуков |
1 |
6 |
||
3 |
Орфоэпия |
3 |
4 |
Практические задание |
|
3.1 |
Краткая история русской орфоэпии.Нормы литературного произношения |
1 |
|||
3.2 |
Правила литературного произношения |
2 |
4 |
||
4 |
Выразительные средства художественного чтения и рассказывания. |
6 |
Практические задание |
||
4.1 |
Основной тон, интонация, пауза, ритм, темп |
2 |
|||
4.2 |
Сила голоса, логика |
2 |
|||
4.3 |
Поза, мимика, жест, |
2 |
|||
5. |
Работа над художественно-литературным произведением |
4 |
15 |
||
5.1 |
Особенности стихотворной речи. Работа над стихами. |
2 |
8 |
||
5.2 |
Работа над басней |
1 |
3 |
||
5.3 |
Работа над прозой |
2 |
8 |
||
6 |
Методика проведения образовательной работы по сценической речи в театральной педагогике. |
4 |
6 |
||
7. |
Выбор репертуара |
1 |
2 |
||
7.1 |
Требования предъявляемые к репертуару |
1 |
2 |
||
8 |
Стажировка: |
4 |
|||
Итоговый контроль: |
4 |
Творческая работа |
|||
Итого: |
18 |
54 |
Содержание программы
«Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью »
Понятие об искусстве художественного чтения как передаче литературного текста выразительными средствами голоса. Связь искусства художественного чтения с драматическим искусством: сходство и различие между ними. Основные задачи чтеца и рассказчика. Роль устного творчества в формировании искусства чтеца и рассказчика. Мастера художественного слова Роль выразительного чтения в художественной речевой деятельности.
Слушатели должны знать:
· Основные задачи чтеца и рассказчика;
· Роль выразительного чтения в процессе воспитания и обучения детей;
· Мастеров художественного чтения;
· Отличие художественного чтения от искусства актера и их сходства
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.