Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Краевой институт повышения квалификации работников образования

Утверждаю:

«____»____________2010г.

Программа повышения квалификации

«Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью»

Категория слушателей: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, старшие вожатые, классные руководители.

Срок обучения – 72 часа

Авторы:

,

Преподаватель.  Красноярский педагогический колледж № 2.

зам.директора ГКБУ «Дом работников просвещения».

г. Красноярск

 2010год

Учебная программа

«Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью».

Пояснительная записка

Роль искусства звучащей речи постоянно возрастает, так как речь – основное орудие труда преподавателя, а грамотно озвученное оформление  ее является средством коммуникативных взаимосвязей: «Исполнитель - слушатель», «Лектор - аудитория», «Учитель - ученик».

Курс «Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью» является одним из специальных предметов в подготовке театральной педагогики.

Цель курса: Освоение системы знаний, умений, основ сценической речи и методики руководства художественно-речевой деятельностью в детском коллективе.

Задачи курса :

1. Организовать процесс освоения теоретических основ сценической речи.

2. Овладеть исполнительским искусством художественного слова.

3. Обеспечить процесс освоения методики организации детской художественно-речевой деятельности в воспитательно-образовательном процессе театральной педагогики.

4. Раскрыть сущность режиссерской работы над словом: научить логически     последовательно     и     психологически     обоснованно представить содержание авторского текста.

Содержание курса «Сценическая речь» распределяется по разделам, но, практически, почти все разделы начинают изучаться одновременно с первых занятий. На занятиях по дикции и орфоэпии требуетсяправильное использование дыхания и голоса. С первых же упражнений по дыханию и голосу, в свою очередь, проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Произношение текста требует точной логики и т.д.

Изучая все разделы сценической речи, слушатели не только получают теоретические знания, но и включаются в практическую работу с исполнителями, приобретают знания по методике работы с участниками творческого коллектива, работают над исправлением своих речевых недостатков, воспитанием голоса, внешней и внутренней техникой словесного действия, исполнительским мастерством.

Учебные занятия слушателей разделяются на два вида:

1. Работа под руководством преподавателя на групповых и индивидуальных занятиях.

2. Самостоятельная работа (изучение рекомендованной литературы, выполнения контрольных работ и заданий).

Оцениваются знания по теории, методике предмета, а также по овладению практическими навыками сценической речи.

По всем разделам курса «Основы сценической речи» даны списки рекомендуемой литературы, даются задания для самостоятельного изучения отдельных тем.

Учебно-тематический план программы

 «Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью»

№ п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего час., в том числе

Форма контроля

лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические, лабораторные, семинарские занятия

1

Слово и его значение. Связь и взаимозависимость курсов «Сценическая речь» и «Театральная педагогика» .

2

2

1

Практические задание

1.1

Общие вопросы теории Основ сценической речи

1

1

1.2

Открытие К.С. Станиславским и В.И. Немировичем -Данченко органических законов живой речи на сцене. Речевое общение

1

1

1

2

Техника речи и ее значение.

Техника звучащей речи.

4

16

Практические задание

2.1

Дикция

1

4

2.2

Дыхание и голос

1

4

2.3

Голос и дикция

1

2

2.4

Произношение гласных и согласных звуков

1

6

3

Орфоэпия

3

4

Практические задание

3.1

Краткая история русской орфоэпии.Нормы литературного произношения 

1

3.2

Правила литературного произношения

2

4

4

Выразительные средства художественного чтения и рассказывания.

6

Практические задание

4.1

Основной тон, интонация, пауза, ритм, темп

2

4.2

Сила голоса, логика

2

4.3

Поза, мимика, жест,

2

5.

Работа над художественно-литературным произведением

4

15

5.1

Особенности стихотворной речи. Работа над стихами.

2

8

5.2

Работа над басней

1

3

5.3

Работа над прозой

2

8

6

Методика проведения образовательной работы по сценической речи в театральной педагогике.

4

6

7.

Выбор репертуара

1

2

7.1

Требования предъявляемые к репертуару

1

2

 8

Стажировка:

4

Итоговый контроль:

4

Творческая работа

Итого:

18

54



Содержание программы  

«Основы сценической речи. Методика руководства художественно-речевой деятельностью »

Раздел 1. Общие вопросы  теории сценической  речи.

Понятие об искусстве художественного чтения как передаче литературного текста выразительными средствами голоса. Связь искусства художественного чтения с драматическим искусством: сходство и различие между ними. Основные задачи чтеца и рассказчика. Роль устного творчества в формировании искусства чтеца и рассказчика. Мастера художественного слова Роль выразительного чтения в художественной речевой деятельности.

Слушатели должны знать:

·  Основные задачи чтеца и рассказчика;

·  Роль выразительного чтения в процессе воспитания и обучения детей;

·  Мастеров художественного чтения;

·  Отличие художественного чтения от искусства актера и их сходства

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
144 Kb
Скачали:
0