Понятие коммуникации и ее роль в системе управления. Процесс коммуникации. Коммуникационные сети и стили. Невербальная коммуникация

Страницы работы

Фрагмент текста работы

передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. 

Значение межличностной коммуникации для управления заключается в следующем:

1)  решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом);

2)  межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

2.  Процесс коммуникации

Процесс коммуникации состоит из следующих этапов и стадий (рис. 6.1):

1)  этап отправления - отправитель передает информацию.

Получатель

           Кто должен ответить на                            послание?

Рисунок 6.1 – Модель коммуникационного процесса

2)  этап кодирования это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, носителями которых могут быть звук, свет, температура, запах, вкус и физические действия. 

Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок, поступок и т.д. Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играют важную роль в способности отправителя кодировать передаваемое значение.

Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот т.п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т.п.). 

В качестве каналов используется сама среда (воздух, вода и свет) и различные технические устройства и приспособления (линии, волны и т.п.). 

3)  этап получения передаваемой информации.

Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала получателем. 

4)  этап раскодирования включает восприятие (что получил) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). 

Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. 

Шум - это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Примеры шума: звуковые ошибки в произношении; наличие более сильного параллельного сигнала; языковые ошибки; искажения в линиях связи; добавления к посланию на различных уровнях и т.д.

Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь – это ответ получателя на послание. 

3.  Коммуникационные сети и стили. Невербальная коммуникация

Коммуникационная сеть - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис. 6.2). 

РЕГУЛИРУЮЩЕЕ  АГЕНТСТВО

   ВНЕШНЯЯ КОМУНИКА-

ПОТРЕБИТЕЛИ

Рисунок 6.2 – Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы в 

организации

В создаваемой руководителем сети присутствуют вертикальные, горизонтальные и диагональные связи. 

Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. 

Горизонтальные связи - осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации (между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными). 

Диагональные связи это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. 

Существуют следующие образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности:

Группа из трех человек

               - «колесо»                      - «всеканальная»                  - «вертушка»

                                                                                                   

Группа из четырех человек

- «колесо»                           - «цепочка»                   - «всеканальная»

Группа из пяти человек

- «колесо»           - «Y»        - «кружок»      - «всеканальная»   - «цепочка «X»

                                                                             

- «альфа»                                - «цепочка»

                                                

В сетях типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчинение коммуницируют друг с другом через своего начальника. 

В сетях типа «кружок» члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними. 

Аналогичная картина наблюдается в сетях типа «Y» - это централизованные сети и могут быть эффективны при решении простых проблем. 

В сетях типа «цепочка» появляются горизонтальные связи - элемент децентрализации. 

«Всеканальные» сети - полностью децентрализованные группы, используемые

Похожие материалы

Информация о работе