В познавательной деятельности общества используются методы исследований, аналогичные процессам познания, происходящим в организме человека. Изучая явления в природе, ученые получают о них информацию как непосредственно с помощью органов чувств, так и с использованием различных технических средств измерении (ТСИ). Сначала они ищут объяснения непознанному, опираясь на научные данные (сигнал 6). Если какое-либо явление не укладывается в рамки научных представлений, его начинают изучать (контур 3). Выдвигаются гипотезы – первоначальная модель непознанного явления, проводятся различные исследования этого явления с помощью испытательных средств (ИС) и сопоставляются множество результатов конкретных испытаний, опытов, реализаций, выявляются всевозможные корреляционные связи этого явления с другими процессами, на основе которых первоначальная модель уточняется и дополняется. Полученные новые знания формулируются в виде теории.
Интересно отметить, что ученые и исследователи ведут себя аналогично нейронам в процессе обучения: активизируются при появлении новых интересных данных об объекте исследования, изучают, накапливая собственные знания обо всем, что связано с ним; публикуют статьи, проводят дискуссии, конференции, чтобы найти единомышленников, которые также изучают данное явления; выявляют рассогласования во взглядах, налаживают контакты друг с другом и пытаются совместными усилиями познать истинную сущность непознанного.
Рисунок 7.4 – Функциональная схема формирования и развития
коллективного интеллекта.
Дальнейшее изучение объекта исследований позволяет выявить определенные закономерности, которые оформляются как законы природы и вносятся в сокровищницу человеческих знаний (связь 7). Широкое применение выявленных закономерностей в практической деятельности общества переводит их в разряд «прописных истин» – общепринятых стереотипов.
Для передачи коллективных знаний членам общества формируются специальные обучающие структуры 8, которые, оказывая силовое воздействие, передают основную их часть a («прописные истины») другим людям (10) и контролируют (сигнал 9) результаты их усвоения. Следует отметить, что обучение происходит не только в детстве, но и в течение всей жизни человека за счет воздействия печати, радио, телевидения, практической, научной, общественной и другой деятельности.
Люди в обществе имеют разные условия существования, выполняемые функции, решаемые проблемы, возможности обучения. В силу своей индивидуальности они обладают разной способностью к восприятию информации. Поэтому в процессе обучения, давая людям одни и те же знания a, нельзя получить у всех одинаковое мировоззрение bi, так как на его формирование влияют условия их жизнедеятельности gi и знания Dai, полученные в результате индивидуального обучения и накопления личного опыта:
где ki (i = 1, ..., n) – коэффициенты влияния, определяющие индивидуальные способности человека к обучению.
Наличие обратной контролирующей связи позволяет увеличить точность усвоения коллективных знаний отдельной личностью. Однако систематические составляющие отклонений взглядов от общепринятых стереотипов эта связь устранить не сможет.
7.5. Распространение знаний в обществе
Опыт и знания поколений, переданные потомкам, определяют их мировоззрение, взгляды, системы ценностей, жизненные установки и программы поведения. Одно поколение людей передает следующему поколению программы жизнедеятельности, также как родители передают своему ребенку генетическую программу развития его физического тела. Между этими двумя процессами много общего.
Информация о структуре физического тела содержится в цепочках ДНК клеток, то есть в генах. Каждый ген – это внутриклеточная частица информации, содержащая программу строительства какого-либо белка. Совокупность генов обеспечивает развитие оплодотворенной клетки в зрелый организм, определяет структуру тела и его отличительные особенности, такие как цвет глаз, волос, форма лица и тела.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.