Виды сварных соединений и швов. Работа и расчет стыковых швов на осевые усилия и изгиб. Работа соединений с фланговыми и лобовыми швами, страница 3

где - катет шва,  и - коэффициенты глубины проплавления шва, принимаемые в зависимости от вида сварки и положения сварного шва; - расчетная длина шва, принимаемая меньше его фактической длины на 10 мм за счет возможного непровара и кратеров на концах шва;  и - коэффициенты условий работы сварных соединений, принимаемые в соответствии с требованиями норм проектирования;  и  - расчетные сопротивления материала соответственно в сечении по металлу шва и в сечении по металлу границы сплавления.

Обычно нет необходимости делать обе проверки. Достаточно сравнить произведения  и  и, выбрав меньшее из них, сделать проверку по соответствующей формуле (8.5) или (8.6).

Конструктивные требования к сварным соединениям

При назначении размеров сварных швов и конструировании узлов сварных металлоконструкций необходимо знать требования, выполнение которых обеспечивает соответствующее качество сварных соединений.

1. Чтобы уменьшить сварочные напряжения и деформации, следует стремиться к наименьшему объему сварки в конструкциях, применяя швы с минимально возможным катетом, избегать пересекающихся, замкнутых и близко расположенных швов.

2. Стыковые соединения стальных листов следует осуществлять прямыми двусторонними швами с выводами на планки. В монтажных условиях допустима односторонняя сварка с подваркой корня шва.

3. При соединении листов различной толщины (или ширины) их размеры в месте стыка должны быть одинаковыми во избежание резкого изменения сечения. Для этого в более толстом (или широком) листе устраивают скос с уклоном не более 1 : 5 (рис. 8.4,а). Стыки без скосов по толщине допустимы при разности толщин не более 4 мм и не более 1/8 толщины более тонкого листа. Для сталей с пределом текучести до 590 МПа указанные ограничения составляют соответственно 2,5 мм и 1/12 толщины элемента.

Рис. 8.4. К конструированию сварных соединений

4. Максимальный катет угловых швов в целях недопущения пережога свариваемых элементов и уменьшения усадочных напряжений и деформаций должен быть не более 1,2tmin, где tmin - толщина более тонкого элемента.

5. Минимальный катет угловых швов для уменьшения возможных непроваров в стальных конструкциях необходимо назначать в соответствии с требованиями строительных норм в зависимости от марки стали и толщины более толстого элемента, а в алюминиевых - не менее 4 мм (при сварке элементов t4 мм). Если вследствие разной толщины элементов это требование противоречит п. 4, допускается устройство неравнокатетных швов (рис. 8.4,б), у которых катет, примыкающий к более тонкому элементу, должен удовлетворять п. 4, а примыкающий к более толстому - настоящему пункту.

6. Неравнокатетные (пологие) угловые швы применяют в стальных конструкциях, подвергающихся динамическим воздействиям или работающих в условиях отрицательных температур ниже - 400С. Для уменьшения концентрации напряжений при переходе силового потока с одного элемента на другой рекомендуются пологие швы с отношением катетов 1 : 1,5, при этом большой катет должен быть расположен вдоль передаваемого швом усилия. Более плавного перехода силового потока достигают также устройством швов вогнутой формы (рис. 8.4,б).

7. Минимальная расчетная длина фланговых швов lw,min должна быть не менее 4kf , или 40 мм, так как на работе более коротких швов сильно сказывается не учитываемое расчетом влияние эксцентриситета и возникающего по этой причине дополнительного изгибающего момента.

8. Максимальная расчетная длина фланговых швов lw,max не должна превышать  в соединениях стальных элементов и  - в соединениях алюминиевых конструкций. В противном случае вследствие неравномерного распределения фактических напряжений по длине шва (см. рис. 8.2) его концевые участки окажутся перенапряженными, а средние - недонапряженными. Это ограничение не распространяется на соединения, в которых усилие, воспринимаемое швом, возникает на всем его протяжении.