ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ВРОЖДЕННЫХ И ПРИОБРЕТЕННЫХ ПОРОКОВ СЕРДЦА. ОТБОР БОЛЬНЫХ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ.
1.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Пороки сердца являются нередким заболеванием. Так, врожденные пороки сердца составляют 1-2 % всех заболеваний сердца; 0.1 - 0,5% детей рождаются с пороками сердца. Почти у половины всех болеющих ревматизмом формируются клапанные пороки. Часто они являются следствием септического эндокардита. По данным ВОЗ ревматизмом страдает 0,5-1,5 % населения земного шара. Хирургическое лечение пороков сердца /первые операции при врожденных пороках сердца: в СССР –акад. А.Н.Бакулев, 1948 г., в Башкортостане – акад. Н.Г.Гатауллин, 1963 г.; при приобретенных пороках: в СССР – акад. А.Н.Бакулев, 1952 г., в Башкортостане – проф.А.К.Шитов, 1954 г., акад. Н.Г.Гатауллин, 1959 г./открыло значительные перспективы в оздоровлении этих больных. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения ранней топической диагностики порока, динамического наблюдения за больным, своевременного определения показания к операции.
2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Научить студента обследовать больного пороком сердца, изучить клиническое течение, ознакомить с основными методами рентгенологической, лабораторной и инструментальной диагностики. Изучить принципиальные основы методов хирургической коррекции пороков сердца в условиях нормотерапии, гипотермии и искусственного кровообращения. Научить определять показания к хирургическому лечению, рассмотреть основы диспансеризации и реабилитации больных пороками сердца.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
а) анатомию и физиологию сердца и системы кровообращения
б) показатели внутрисердечной гемодинамики в норме и патологии;
в)этиологию врожденных и приобретенных пороков сердца
г)клиническую картину наиболее часто встречающихся врожденных /открытый артериальный проток, септальн. дефекты, стеноз легочной артерии, пороки Фалло, …. .. аорты/ и приобретенных пороков сердца /аортальные, трикуспидальные/;
д) классификации врожденных и приобретенных пороков сердца;
ж)основные принципы и методы хирургического лечения;
з)до- и послеоперационные осложнения;
и)вопросы диспансеризации и экспертизы трудоспособности.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
А) подробно и целенаправленно собрать анамнез изучить жалобы больного, выявить признаки заболевания, дать оценку предшествующему лечению;
Б) определить степень выраженности расстройства кровообращения, правильно интерпретировать данные осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации;
В) правильно оценить данные лабораторных и инструментальных методов исследования сердца, безусловно, зная нормальные величины;
Г) на основании полученных данных правильно сформулировав топический диагноз;
Д) опредилить показания к хирургическому лечению, степень риска и предполагаемый эффект операции;
Е) диагностировать осложнения ближайшего послеоперационного периода, определять тактику их лечения и профилактики;
Ж) информировать больного о режиме труда и отдыха в послеоперационном периоде, возможных осложнениях и мерах их профилактики;
З) ориентироваться в вопросах экспертизы трудоспособности и диспансеризации больного после операции.
3. Вид занятия. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ФРАГМЕНТОМ РАБОТЫ В ОТДЕЛЕНИИ КАРДИОХИРУРГИИ.
4. Продолжительность: 4 академических часа
5. Оснащение занятия: Таблицы, схемы рентгенограммы сердца в 3-х проекциях, тематические больные.
6. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
6.1 Организационный этап – внешний вид, готовность к занятию, контроль присутствия студентов на занятии;
6.2 Контроль исходного уровня знаний – 30 мин.
- анатомия сердца;
- физиология кровообращения;
- внутрисердечная гемодинамика в норме;
- понятие пороков сердца;
- общедоступные и специальные методы диагностики пороков сердца
6.3 Узловые вопросы темы данного занятия – 60 мин.
- Этиология и патогенез. Приобретенные пороки сердца /ПГС/ в 97 % являются следствием ревматизма. В генезе врожденных пороков /ВПС/ следует отметить наследственные факторы, отклонения в течении беременности, инфекционные заболевания и вредные привычки у родителей и т.п.
- Классификация пороков сердца. ППС – классификация А.Н.Бакулева и Е.А.Дамир /5 стадии развития заболевания/; ВПС – классификация П.А.Куприянова /в зависимости от состояния легочного кровотока/, дополненная синдромная классификация Е.Н.Мешалкина; Нью-Йоркская классификация Д.Кули /4 функциональных класса/
- Клиника заболевания. При ППС следует обратить внимание на одышку /в покое, при физической нагшрузке/, слабость, сердцебиение, боли в области сердца; при ВПС св стадии полной компенсации внешние проявления порока и жалобы могут отсутствовать.
- Диагностика пороков сердца. Основана на общедоступных методах исследования: жалобы, анамнез, объективное обследование больного, данные ЭКГ, ФКГ, рентгенологического исследования сердца в 3-х проекциях, а также специальных: зондирование полостей сердца, контрастное исследование сердца, ЭХО-кардиография, двумерная компьютерная томография. Определенное место в диагностике, определении показаний и противопоказаний к операции занимают лабораторные исследования крови.
- Показания к хирургическому лечению ВПС и ППС
Б) при аортальном стенозе – головные и стенокардитические боли, отсутствие эффекта от медикаментозной терапии, сужение отверстия на 50 %, градиент давления более 40;
В) при нарушении замыкательной функции клапана III ст.;
Г) при ВПС – наличие порока /при открытом артериальном протоке в возрасте старше 1 года, если раньше не возникла тяжелая легочная гипертензия/;
- Основные методы хирургического лечения ВПС и ППС
А) операции в условиях нормотермии – митральные комиссуротомии и перевязка открытого артериального протока;
Б) операции при тетраде Фалло паллиативные /межсосудистые анастомозы по Кули, Броку, Е.Н.Мешалкину и т.п./
В) операции на «сухом» сердце в условиях гипотермии и искусственного кровообращения;
Г)операции при коарктации аорты;
6.4 Самостоятельная работа студентов – 30 мин.
6.4.1 Курация больных /по 1 больному на 1-2 студента/
6.4.2 Ознакомление с данными обследования в историях болезни;
6. 5 Разбор проведенной курации – 90 мин.
6.5.1 На примере одного больного преподаватель демонстрирует классические приемы диагностики;
6.5.2 Выборочно по предложению преподавателя студенты докладывают курируемых больных, определяя рациональные пути диагностики и формулируя диагноз;
6.5.3 В учебной комнате обсуждаются вопросы показаний и противопоказаний к хирургическому лечению у курируемых больных;
6.5.4 Обсуждение вопросов послеоперационной реабилитации, экспертизы трудоспособности и диспансерного наблюдения /применительно к курируемым больным/;
6.6 Контроль освоения студентами темы занятия – 30 мин.
6.6.1 Ситуационные задачи
6.6.1.1 Больная М., 27 лет, жалуется на одышку при незначительной физической нагрузке, сердцебиение. Больная ревматизмом с 10 лет. Ухудшение состояния отмечает в течение последнего года. При осмотре – цианоз губ, бледность кожных покровов. При выслушивании сердца – тоны ритмичные, хлопающий 1 тон на верхушке, диастолический шум с пресистолическим усилием, акцент 2 тона над легочной артерией; ЭКГ –правограмма, перегрузка левого предсердия и правого желудочка; рентгенологические данные за митральный стеноз
Диагноз и тактика?
Эталон ответа: Митральный стеноз, ст. III по А.Н.Бакулеву и Е.А.Дамир. Желательно сделать ОХОКГ. Показана закрытая митральная комиссуротомия.
6.6.1.2 Больной 7 лет осмотрен в поликлинике. Установлен диагноз: открытый артериальный проток. Какие исследования следует провести для уточнения диагноза?
Эталон ответа: Рентгенологическое исследование сердца, ЭКГ, АД, ЭХОКГ.
6.6.1.3 Больному в возрасте 7 месяцев установлен диагноз: врожденный порок сердца – тетрада Фалло. Какова должна быть тактика врача-педиатра?
Эталон ответа: Если у ребенка возникают одышечно-цианотические приступы, следует направить его в кадиохирургический центр, где ему выполнят паллиативную операцию /по Д.Кули, Е.Н.Мешалкину и т.п./;
6.6.1.4 При обследовании в поликлинике у допризывника 17 лет обнаружено повышение АД до 170/100 мм рт.ст. Пульс на обеих бедренных артериях не определяется. Предположительный диагноз и какие дополнительные исследования следует провести?
Эталон ответа: Коарктация аорты. Рентгенография грудной клетки в фасной проекции, ЭКГ, ЭХОКГ, аускультация межлопаточной области.
Подведение итогов занятия 5 мин.
Литература:
1. Сердечно-сосудистая хирургия. Под ред. В.И.Бураковского и Л.А.Боеерия. М., 1996.
2. Клиническая хирургия. Под ред. Р.Кондена и Л.Найхуса. М., 1998.
3. хирургия. Руководство для врача и студентов. Под ред. К.М.Лопухина и В.С. Савельева. М., 1997.
4. Тестовые задания по клиническим дисциплинам. М., 1996.
5. Кардиологическая практика по клинической хирургии. Под ред. В.В.Плечева и В.М.Тимербулатова, Уфа, 1996.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.