Методологические и организационные основы построения АСИС. Внедрение новой технологии сбора, обработки, представления и анализа статистических данных, страница 4

Таким образом, АСИС должна представлять собой систему нового поколения, базирующуюся на интегрированной системе статистических показателей, которая будет обеспечивать взаимодействие информационной базы государственной статистики с информационными базами других систем внутри- и межгосударственных.


2. Классификация статистических задач

Статистические информационные системы обеспечивают выполнение определенных статистических процессов и обрабатывают определенные категории данных – статистические данные. Такие системы связаны с определенными типами пользователей и задач.

В каждой статистической организации осуществляются процессы для решения следующих задач:

– сбор статистических данных (микроданных, макроданных, метаданных);

– обработка статистических данных;

– создание и ведение баз статистических данных;

– периодическое обновление статистических данных;

– анализ статистических данных;

– распространение статистических данных.

Задача в АСИС – это минимальная совокупность информационных процессов, имеющая самостоятельное значение в данной системе. Статистические задачи представляют собой  процессы обработки информации, полученной в результате стат наблюдения, с целью характеристики состояния и развития изучаемого объекта. Задачи могут составлять операции с любыми показателями или их совокупностью.

По характеру операций над статистическими показателями в АСИС выделяют 3 группы задач:

1)  по изучению структуры совокупности;

2)  по изучению динамики показателей;

3)  по изучению взаимосвязи между показателями.

С точки зрения пользователя различают 3 вида задач:

1) регламентные задачи, связанные с обработкой форм первичной отчетности и результатов специальных статистических наблюдений;

2) задачи информационно-справочного обслуживания. Обработка запросов на получение оперативной информации для составления аналитических записок и.т.д.

3) задачи углубленного статистического анализа.

Регламентные задачи охватывают все процессы обработки данных стат отчетности одной или нескольких взаимосвязанных по содержанию форм. Например, обработка формы № 3-торг «Отчет о продаже и остатках товаров…» квартальной и годовой. Такие задачи в АСИС объединены в комплексы (КОЭИ). В общем объеме работ эти задачи занимают важное место.

Решение вышеуказанных задач осуществляется согласно ежегодно разрабатываемым и утверждаемым руководством центрального (регионального) статистического органа документам:

- Плану статистических работ — перечню государственных статистических наблюдений и других статистических работ, организуемых органами государственной статистики, с указанием сроков их проведения;

- Плану выпуска сводной статистической информации — перечню статистических сборников, бюллетеней и иных информационно-аналитических материалов об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь с указанием сроков их выпуска республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.

Автономное решение каждой регламентной задачи изначально подразумевает наличие у каждой из них своего локального информационного фонда, что, в свою очередь, исключает наличие единого СИФ и полную регламентацию информационно-справочной и аналитической функций государственной статистики.

Задачи информационно-справочного обслуживания включают обработку запросов на получение оперативной информации, информации для составления аналитических записок, докладов, справок.

Задачи статистический анализа включают анализ динамики статистический показателей; методы математической статистики, индексный анализ, многомерный статистический  анализ, статистическое моделирование. К таким задачам можно отнести и задачи территориального анализа.

Статистическая задача территориального анализа (СЗТА) – задача локализации проблемных территорий (вплоть до населенного пункта), статистического и пространственного анализа, а также нахождения оптимального места на географической карте для размещения ресурсов с целью разрешения проблемной ситуации в области регионального развития.