Речь как деятельность, процесс. Ораторский жанр. Культура ораторской речи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Культура ораторской речи – соблюдение законов жанра, разрешение поставленных в речи проблем (вплоть до умения оратора держаться перед публикой).

По речи судят о культурном уровне личности и всего общества

Интеллект как речевое логическое мышление, мир эмоций, интуиция и воображение, мир ценностных ориентаций и нравственности, самоанализа и самооценки, вера – все это богатство и разнообразие связано с внешней и внутренней речью, ее культурой.

  • Становление литературного языка породило понятие и правила нормы:
  • в области произношения,
  • словообразования,
  • словоупотребления,
  • формообразования (морфология),
  • сочетания слов и их связи в предложении (синтаксис).

Норма – это принятые среди большинства говорящих на русском языке, сознательно поддерживаемые образованными людьми и предписываемые словарями и грамматиками образцовые способы употребления слов, форм слов и отдельных звуков.

Языковая литературная норма– это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и др. языковых средств, принятых в общественно-языковой практике

Норма – это образцовое, общепринятое употребление элементов языка в определенный период его развития. Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Норма исторична и со временем может изменяться.

Нормы бывают:

  • Орфоэпические (произносительные);
  • словообразовательные;
  • лексические – правила применения слов в речи;
  • морфологические (грамматические) – правильное использование морфологических норм;
  • синтаксические – различие частей речи и синтаксических конструкций;
  • интонационные – пунктуационные.

Нормы характеризуются:

  • относительной устойчивостью;
  • распространенностью;
  • общеупотребительностью;
  • общеобязательностью;
  • соответствием употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Норма может быть:

  • императивной (не допускающей выбора)
  • диспозитивной (допускающей выбор)

императивные нормы:

  • нормы склонения,
  • спряжения,
  • принадлежность к грамматическому роду,
  • нормы ударения в некоторых формах и т.д.

НАПРИМЕР:

  • алфавит, не алфавит
  • принял, не принял
  • Курица, не кура
  • Благодаря чему, не благодаря чего.

  • Диспозитивная норма допускает варианты стилистические или вполне нейтральные:
  • Б́аржа и барж́а
  • В ́отпуске в отпусќу
  • Ќомпас и комп́ас

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ:

  • обращения на ты и вы;
  • выбор полного или сокращенного имени;
  • выбор обращений;
  • выбор способов приветствия, прощания и т.д.

Кодифицированные нормы литературного языка – это такие нормы, которым должны следовать все носители литературного языка.

  • Культура речи содержит три компонента или аспекта:
  • нормативный,
  • коммуникативный,
  • этический

Этические нормы оцениваются по шкале прилично/неприлично, хорошо/плохо Коммуникативные: удачно/неудачно, эффективно/неэффективно

Этикетные (в рамках этических и коммуникативных: принято/непринято Речевые: логично/нелогично, точно/неточно, уместно/неуместно, доступно/недоступно, разнообразно/однообразно, выразительно/невыразительно Языковые: правильно/неправильно

Формы существования языка

Национальный язык – средство устного и письменного общения нации. Высшую форму национального языка составляет литературный язык Литературный язык обслуживает самые разнообразные сферы человеческой деятельности

Признаки литературного языка:

  • обработанность,
  • устойчивость (стабильность),
  • нормированность,
  • обязательность для всех носителей,
  • стилистическое богатство, отраженное в функциональных стилях.

Просторечие – речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев населения. Жаргоны – речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления (говоры). Территориальные диалекты – наиболее архаичные и естественные формы языкового существования. Бытуют только в устной форме.

  • Литературный язык оказывается единственно возможным средством общения в самых разнообразных сферах жизнедеятельности человека, поэтому знание основных правил его использования необходимо каждому
  • Русский литературный язык существует в двух формах:
  • звучащей
  • графически оформленной

  • Устная:
  • первична
  • предполагает наличие собеседника
  • нередко зависит от того, как ее воспринимают
  • рассчитана на слух

  • Письменная:
  • вторична
  • обращена к отсутствующему человеку
  • на нее не влияет реакция тех, кто читает
  • рассчитана на зрительное восприятие

  • Устная:
  • творится сразу, есть возможность импровизации
  • неподготовленная, не поддается исправлению, конечна по времени
  • активна

  • Письменная:
  • графически зафиксирована
  • можно совершенствовать, исправлять
  • пассивна

устная и письменная формы литературного языка различаются по трем параметрам:

  1. форма реализации:

  • графическое закрепление, подчинение нормам: орфографическим и пунктуационным

  • звучащая форма, подчиняется нормам орфоэпическим, интонационным

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Риторика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
155 Kb
Скачали:
0