Методы сбора информации. Организационные методы. Эмпирические методы. Методы психологического воздействия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методы, с помощью которых добываются научные факты, очень важны для любой науки, но для психологии они имеют особое значение. Чтобы понять это, давайте представим, как вообще строится научное исследование в других областях знаний. В ходе опыта важно четко выделить необходимые его составляющие: во-первых, это человек, который осуществляет опыт или ведет наблюдение, (тот, кто изучает, – субъект познания); во-вторых, это то, что он изучает, – (объект познания) – растение, животное, химический элемент и т. д. Теперь представьте себе, что вы исследователь-психолог, которому предстоит изучать психические особенности другого человека.

Для психолога все иначе: его объект, или, как говорят в психологии, испытуемый, есть одновременно и субъект. В этом особенность психологической науки.

Применяемые сегодня в психологии методы можно подразделить на три большие группы:

1.Методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

2.Методы обработки данных (статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и др.))

3.Методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.)

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Методы сбора информации условно можно разделить на:

организационные;

эмпирические.

К организационные методам относятся:

Сравнительный метод - заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению.

Однако, когда исследователи хотят понять,  как изменяются те или иные качества, свойства людей с возрастом, они изучают одних и тех же людей в течение нескольких лет. Такой метод называется лонгитюдным исследованием (от англ. Longitude – долгота), или лонгитюдом.

К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Самое длительное лонгитюдное исследование в истории психологии - Калифорнийский лонгитюд, прослеживавший развитие более 1000 одаренных детей. Продолжался более сорока лет.

Комплексный метод- способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

К эмпирическим методам относятся наблюдение и самонаблюдение.

Психологические трактаты до появления экспериментальной психологии основывались либо на описании ученым собственных переживаний (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах), либо на изложении рассказов других людей об их мыслях и чувствах.

Этот метод называется самонаблюдение (интроспекция), что в буквальном переводе означает "смотреть внутрь".

Для того, чтобы наблюдать, а затем описывать проявления собственной психики, человеку нужно как бы раздвоиться: одно его "я" активно действует, мыслит, радуется, переживает, а другое "я" – в это самое время оценивает, анализирует, контролирует, иными словами, "подсматривает" за первым.

Но далеко не все собственные психологические процессы мы способны наблюдать. Попробуйте, например, спросить у композитора, как возникла в его сознании мелодия; у конструктора - как он придумал новую машину и т. д. Дело в том, что наше внимание обычно направлено на то, чтомы делаем, а не на то, какэто происходит. Многие проявления психики недоступны самонаблюдению.

Самонаблюдение ненадежно не только потому, что человек не все знает о себе самом, но и потому, что даже о своих переживаниях трудно рассказать.

Прежде всего, трудно перекодировать чувства в слова. Недаром же поэты и писатели испытывают "муки слова"; изводят "единого слова ради тысячи тонн словесной руды", как писал В. Маяковский. К этим объективным трудностям добавляются трудности субъективного характера: наш психологический словарь так беден, что нам порой просто "нечем думать" о собственном внутреннем мире, и тем более "нет слов", чтобы рассказать о нем.

Возникает вопрос: а как же мы описываем свои чувства и переживания? Мы эти описания делаем по памяти. Это уже не интроспекция, сколько ретроспекция (взгляд в прошлое).

Психологи довольно быстро осознали всю ограниченность самонаблюдения. Самонаблюдение имеет много недостатков,  но без него трудно обойтись.

В психологии можно использовать еще один метод - наблюдение

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
78 Kb
Скачали:
0