Основные сферы жизнедеятельности личности. Учение как средство воспитания. Этапы и виды учения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

8.5 Основные сферы жизнедеятельности личности.

Гражданином может стать всякий, кто обладает умом и стремлением к прекрасному, кто упорен в труде и не  сдается, не раскисает при многочисленных трудностях, встречающихся в пути.

Лукиан

   Доминирующие сферы жизнедеятельности личности. Игра как специфическая форма жизни и развития человека. Типология игр. Учение как средство воспитания. Этапы и виды учения. Трудовая деятельность. Общение как ведущий фактор развития личности. Педагогическое общение. Деструктивное общение.

Кроме наследственности, на развитие личности огромное влияние оказывает еще один фактор -- деятельность личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Из древности дошли до нас мудрые высказывания: "Ни один бездельник еще ничего не достиг"; "Сколько пота -- столько успеха"; "Человек сам кузнец своего счастья"; "Кто рано встает, тому Бог дает"; "По труду и честь" и т. п. Словом, очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Пределы действия этой закономерности не безграничны, а определяются "сдерживающими" факторами -- способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания.

Основные виды деятельности детей и подростков -- игры, учение, труд.  Особый вид деятельности -- общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок проявляет себя как активное существо. С возрастом под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и понижаться. Хорошее развитие обеспечивается деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу,  полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.

Для каждого возраста существует своя ведущая деятельность,  которая в основном определяет динамику развития на данной жизненной стадии. Для дошкольника ведущей является игровая деятельность, для младшего школьника – учебная, для подростка и юноши – общение, для взрослого человека – труд.

Игра в жизни детей постепенно переходит в занятия, учение и, наконец, в труд. В труде, по сравнению с игрой и учением, изменяется цель. Если в игре действуют ради самой деятельности, а целью учения является научение чему – либо, то целью труда является выполнение работы, приносящей практические результаты.

Рассмотрим эти виды деятельности подробнее.

   Игра. Она хотя и занимает весьма непродолжительный отрезок в жизни человека, но имеет очень существенное значение. Игру, как говорилось выше, определяют как деятельность, выполненную не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Однако такое представление об игре не может быть удовлетворительным

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
385 Kb
Скачали:
0