4.4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Педагогика устанавливает правила для искусства образования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя.
|
Характеристика понятий. История проблемы. Общие дидактические методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический, исследовательский). Частнодидактические методы (словесный, наглядный, практический). Функции методов.
Весьма актуальной в педагогической литературе остается проблема методов обучения. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности педагогов и обучаемых. Эти виды деятельности и стали называть методами обучения.
В настоящее время в педагогической науке существуют разные подходы к трактовке методов обучения. Достаточно распространено определение, согласно которому под методом обучения подразумевается способ упорядочения взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).
В современной дидактике принято считать, что метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель, способ усвоения учебного материала, а также характер взаимодействия субъектов обучения.
С понятием «метод» связаны еще два понятия: «прием» и «средство». Считается, что прием – это составная часть метода, его деталь. Так, например, лекция – это метод обучения, а сообщение ее плана - это прием, активизирующий внимание учащихся и облегчающий восприятие учебного материала. Под средством обучения понимаются приспособления, источники и носители учебной информации. К ним относятся учебники, учебные и наглядные пособия, карты, лабораторное оборудование, экранно-звуковые средства (диафильм и кинофильмы, радио и телепередачи) компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, учебное оборудование на базе электронной техники.
Метод обучения – категория историческая. С изменением целей и содержания образования изменяются и методы обучения. Американский педагог К.Керр (1972) выделил четыре «революции» в области методов обучения. Первая состояла в том, что родители, обучавшие своих детей, уступили место профессиональным учителям, вторая заключалась в замене устного слова письменным, третья была ознаменована изобретением книгопечатания. Сегодня на наших глазах происходит четвертая революция, которая связана с изобретением компьютера и его внедрением в процесс обучения (Российская пед энциклопедия: М., 1993,т.1, с.566).
Если совершить небольшое историческое путешествие, то картина, связанная с применение методов обучения, будет выглядеть следующим образом.
Самым древним методом обучения был репродуктивный метод, сущность которого заключалась в показе образца, многократного воспроизведения показанных действий и их усвоения в результате повторения. С появлением письменности, развития книгопечатания получает развитие догматический или катехизный метод, когда преобладало механическое заучивание текстов наизусть. Данный период доминировал в школе в период средневековья. Поскольку учебная информация передавалась учителем с помощью устного, письменного, а позднее печатного слова, долгое время словесные методы были единственным способом передачи знаний учащимся.
Вскоре получает распространение другой способ познания: не с чужих слов, а через познание самих предметов, приобретение знаний на основе наблюдения. Методы обучения, основанные на наблюдении и познании самих предметов, стали называться обзорными. В конце XIX века кризис школы дал толчок поиску других методов обучения. Заметное место в обучении занял эвристический метод, который предполагал овладение школьниками под руководством учителя умениями самостоятельного поиска знаний.
В первой трети ХХ века в отечественной и зарубежной педагогике большое внимание уделяется т.н. «активным методам» обучения - исследовательскому, лабораторному
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.