Методы обучения. Общедидактические методы. Признаки метода-направления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 3. Методы обучения.

Понятие «метод» (от греч. methodos – путь исследования или познания) в самом общем значении – способ достижения цели. Будучи базисной категорией методики, методы обучения являются компонентами системы обучения. Без соответствующих методов обучения невозможно реализовать цели и задачи обучения.

Значения понятия «метод» в современной науке.

I.  Общеметодологическое: метод как средство познания, способ изучения действительности, явлений природы и общества. Разрабатывались еще греческими философами Сократом, Платоном, Аристотелем, немецкими философами Кантом, Фитхе, Гегелем и др. для преподавателя языка важно знать те методы, которые определяют формы и способы научного познания и пути их применения в качестве методологической основы исследовательской деятельности в области лингводидактики.

II.  Общедидактическое: метод как система взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих достижение целей и усвоение содержания образования. Классификация общедидактических методов, основанная на деятельностном подходе к обучению: 1) обеспечивающие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные); 2) стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискуссии, метод проектов); 3) контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и др.).

Общедидактические методы можно рассматривать в виде двух взаимосвязанных групп методов: преподавания и учения.

Методы преподавания

Методы учения

Показ

Ознакомление

Объяснение

Осмысление

Организация тренировки

Участие в тренировке

Организация применения

Практика

Коррекция

Самокоррекция

Оценка

Самооценка

Ведущими для методики преподавания языка считаются объяснение, организация тренировки, практика. Объяснению в виде сообщения практически необходимых знаний о системе языка следует отводить не более 15% учебного времени, в то время как тренировке в иноязычной речевой деятельности надо посвящать не менее 85% учебного времени.

В структуре каждого метода можно выделить методические приемы, являющиеся одним из способов реализации метода на уроке. Прием обучения – это наименьшая обучающая единица в деятельности учителя в виде конкретного действия или операции, с помощью которых формируются навыки и умения, приобретаются знания, стимулируется учебная деятельность учащихся. Приемами, связанными с объяснением нового материала могут быть анализ (расчленение предмета, явления), синтез (объединение частей, элементов в единое целое), сравнение (установление сходства и различия между объектами), классификация, систематизация, описание, сопоставление и др. приемами, входящими в состав метода применения, являются ответы на вопросы, пересказ текста, описание картинки и др.

III.  Частнодидактическое, или собственно методическое: метод как направление в обучении, определяющее стратегию учебной деятельности учителя. Эта группа методов отражает специфику конкретного учебного предмета или группы предметов.

Метод обучения – это направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения языку и определяющее пути и способы их достижения.

Признаки метода-направления.

1.  Наличие ведущей идеи, определяющей пути и способы достижения цели обучения и дающей представление об общей стратегии обучения языку в рамках избранного для работы метода. Так, для сознательных методов характерна стратегическая установка на сознательное овладение языком. Я для прямых методов – установка на интуитивное, беспереводное овладение языком.

2.  Направленность метода на достижение определенной цели. Интенсивные методы ориентированы на овладение речевым общением в рамках избранной сферы общения, а переводно-граммтические – на овладение системой языка с использованием перевода как главного средства обучения.

3.  Использование в качестве теоретической базы метода-направления лингвистической, психологической, дидактической концепций, определяющих научные основы метода. Так, научные основы аудиовизуального метода связаны со структурным

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
160 Kb
Скачали:
0