Сущность экономического воспитания как компонента общего воспитания человека. Игнорирование экономических законов

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Глава 2.  Сущность экономического воспитания как компонента общего воспитания человека

В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция становления рыночного механизма хозяйствования, что требует от человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит еще учиться долгие годы. Данный факт обусловливает актуальность проблемы экономического образования и воспитания школьников на современном этапе развития общества. В современных условиях не обойтись без основательного экономического обучения и воспитания. При этом необходимо не только дать подрастающему поколению знания, но и сформировать у него интерес к экономической деятельности, научить мыслить экономическими категориями. Посему экономическое воспитание играет важную роль в структуре общего воспитания человека.

Прежде всего, определим понятие экономического воспитания. Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии в производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме.

Необходимо отметить, что экономическое воспитание – особый тип воспитания. Оно необходимо для существования личности в определенной сфере человеческой жизнедеятельности – экономике – и присуще всем участникам современных рыночных отношений, вне зависимости от их возраста, пола, места жительства и пр. Другое дело, насколько оно продуктивно и полезно. Нехватка экономических знаний, равно как и сформированных норм поведения, делает проблему экономического воспитания подрастающего поколения очень актуальной. Следствиями нерешенности данной проблемы для молодого человека являются:

·  неумение ставить, а затем достигать целей своей деятельности;

·  непонимание (или ограниченное, искаженное понимание) экономической действительности, отсутствие интереса к экономическим событиям и явлениям;

·  игнорирование экономических законов;

·  несформированность личных экономических интересов;

·  непонимание истинных потребностей человека для успешной жизни и подмена их мнимыми потребностями;

·  отсутствие привычки поступать в соответствии с моральными и нравственными нормами и ценностями, их замена на искаженные образцы «успеха», культивируемые СМИ;

·  слабая поведенческая активность, пассивность в сложных экономических ситуациях;

·  отсутствие самостоятельного мышления, неверие в собственные силы, слабые креативные навыки;

·  непонимание роли экономической свободы как основы самореализации человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

А для всей экономической системы «неправильные» поступки и решения ее субъектов приводят к излишнему расходованию средств, неэффективному использованию ресурсов, что, в свою очередь, приводит к нарушению координационных механизмов хозяйствования, разрывам экономических и социальных связей, макроэкономической нестабильности, социальной напряженности и т.д.

Очевидно, экономические законы суровы, они не прощают людям, правительствам и всем субъектам экономики неправильных (нерациональных) действий (поступков). Необходимо умело распоряжаться своими знаниями, направлять их в ту сферу, где они принесут больше пользы (выгоды). Этому способствует осознание в процессе воспитания свободы выбора, возможности самостоятельного принятия решений, что организует действия людей, делает их целенаправленными. [9, с. 2]

Заметим, что экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой, выступает как компонент, часть общего воспитания человека.

Воспитанный человек характеризуется своим поведением, поступками, отношением к другим людям, что определяется уровнем его культуры. В экономике аналогично. С той только разницей, что поведение людей во многом зависит от экономических законов и подчиняется им. Поэтому незнание законов приводит к неразумным с точки зрения экономики «поступкам». То, как люди «ведут себя» в экономике, какие «экономические поступки»

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0