Контроль знаний, умений и навыков учащихся — один из важнейших элементов учебного процесса.
В современной концепции образования контроль и самоконтроль следует трактовать как совместную деятельность учащихся, учителя, администрации школы и работников системы управления образованием по определению степени эффективности процесса обучения и познания, достижения поставленных целей в установленные сроки.
Обучение иноязычному общению согласно коммуникативному методу требует методологически иного подхода к решению проблемы, которую традиционно называют проблемой контроля, но которая должна называться, по мнению Е. И. Пассова "проблемой управления учением" [6, 314].
Учитель иностранного языка обеспечивает управление процессом овладения учащимися языковым материалом и речевыми умениями. Для того чтобы контроль действительно стал инструментом педагогического воздействия, надо чтобы наблюдательность учителя сочеталась с должной требовательностью, доброжелательностью и основывалась на знаниях закономерностей процесса овладения иноязычной культурой.
Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что взятая отдельно, она не формирует знания, и навыки, не развивает умения, а дает необходимую для организации обучения обратную информацию. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между учителем и учеником устанавливается "обратная связь", которая позволяет оценить динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.
Кроме того, контроль призван обеспечить профилактику отрицательных результатов обучения, в частности - ошибок.
Научная организация контроля является важнейшим условием эффективного управления процессом обучения иностранному языку.
Успешное решение задач в области контроля предполагает наличие у учителя определенных знаний в области управления процессом иноязычного образования, а также сформированность у него некоторых специальных умений. К таковым можно отнести:
* знание объектов контроля иноязычного образования;
* знание уровней владения иностранными языками на всех этапах обучения в школе и коммуникативных навыков и умений, отвечающих выделенным уровням в контексте реальных потребностей и возможностей общения на иностранном языке учащихся данного возраста;
* умение составлять контрольные задания в тех видах деятельности, где данные навыки могут быть наиболее эффективно использованы и продемонстрированы;
* умение использовать адекватные формы и технологии текущего и итогового контроля различных составляющих коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной) с учётом психофизиологических и интеллектуальных особенностей учащихся начальной, средней и старшей школы;
* готовность к постепенному переходу от одноуровневых к многоуровневым заданиям в рамках контроля коммуникативных умений в иностранных языках;
* знание и применение в работе современных технологий самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки;
* продумывание системы использования творческих форм контроля наряду с контрольно-тестовыми заданиями;
* рефлексию собственной учебной деятельности и совместное решение проблемных задач.
Следует отметить, что проблема контроля непосредственно связана с целями обучения, с одной стороны, и уровнем развития методической науки, с другой. Ведущей целью в обучении иностранным языкам на современном этапе является овладение коммуникативной компетенцией.
Объектами контроля на уроке иностранного языка становятся соответственно ее составляющие: языковая, речевая и социокультурная компетенции учащихся.
При осуществлении контроля к нему предъявляются некоторые требования:
1) регулярность проверки – воспитание необходимости систематической работы над языком;
2) всесторонность проверки – контроль всех видов речевой деятельности;
3) дифференцированный подход в проведении контроля – учет трудностей усвоения или овладения материалом для данной категории учащихся или отдельно взятого ученика: выбор методики, форм контроля, адекватных его объекту и возможностям;
4) объективность контроля – наличие критериев оценки;
5) соблюдение стимулирующего воздействия оценки [4, 78].
Для осуществления контролирующей деятельности разрабатываются специальные материалы, приемы контроля, нормы и критерии оценок.
2. Функции контроля
В учебно-воспитательном процессе контроль как его органический компонент выполняет определенные функции, воздействуя как на сам этот процесс, так и на деятельность обучаемого, и на деятельность учителя.
Контроль знаний, умений и навыков выполняет в процессе обучения следующие функции: проверочную, оценочную, мотивационно-стимулирующую, обучающую, диагностическую, корригирующую, обобщающую, воспитательную, развивающую. Остановимся подробно на каждой из вышеупомянутых функций.
Проверочная функция является наиболее важной и специфической. В ней реализуется проверка качества выполнения поставленных задач
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.