Теория поведения потребителя. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Чистая монополия

Страницы работы

37 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Если рыночная цена товара не покрывает средние переменные издержки (AVC), то фирме выгодней остановить производство.

Кривая предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельных издержек (MC) (рисунок 3.3).

Фирма начинает производство, если цена товара превышает минимум средних переменных издержек (точка Е1). Если цена товара больше Р1, но меньше Р3, фирма минимизирует убытки. При цене равной Р3 фирма покрывает издержки производства и получает нормальную прибыль, т.е. прибыль, которая удерживает фирму в отрасли. При цене выше Р3 фирма получает экономическую прибыль.


Тема 4. Чистая монополия

Чистая монополия — это рынок, где функционирует одна фирма, производящая товар, не имеющий близких заменителей. Товар данного производителя не имеет близких заменителей.

В этой ситуации покупатель не может выбирать продавца, поэтому монополист устанавливает рыночную цену товара («price-maker»).

Факторами монополизации рынка являются:

1. Эффект масштаба. В отдельных отраслях чтобы цены на товары  были низкими, размеры предприятия должны быть очень большими (газо-, водоснабжение, связь, железнодорожный транспорт). Такие предприятия  называются естественной монополией.

2. Уникальный доступ к источникам сырья (например, рынок нефти, алмазов).

3. Патенты, выдаваемые государством изобретателям новых технологий, товаров.

4. Лицензии - выданные государством права на производство определенных видов товаров.

Если государство выдает патенты, лицензии, защищает собственность монополиста на сырье, то монополия называется закрытой.  Если нет — открытой.

Спрос на продукт монополиста (D)— это спрос всего рынка, так как других производителей не существует. Кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный наклон.

Чтобы продавать больше продукции, монополист должен снижать цену на все продаваемые единицы товара. В результате этого предельный доход монополиста (MR) всегда меньше цены товара (MR<P). Поэтому кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса.

Кривая предельных издержек фирмы-монополиста (МС) имеет обычный вид, отражающий закон убывающей отдачи факторов производства.

Равновесие фирмы-монополиста достигается при условии, что предельный доход равен предельным издержкам (MR=МС). Эта точка (Е) помогает определить равновесный объем производства (QE) и  равновесную цену (РЕ) (рисунок 4.1).

В зависимости от состояния рыночной конъюнктуры, фирма-монополист может максимизировать прибыль, минимизировать убытки  или  покидать рынок.

Если кривая АТС ниже кривой спроса, фирма получает прибыль. Прибыль на единицу продукции определяется размером превышения цены (ОРЕ) над средними общими издержками (АТСЕ). Суммарная прибыль монополиста будет равна площади фигуры РЕАТСЕСВ  (рисунок 4.2). Данный график изображает максимизацию прибыли фирмой-монополистом.

Если рыночный спрос на продукт монополиста падает, то цена назначенная монополистом не может покрыть средние общие издержки, его целью в этом случае становится  минимизация убытков (рисунок 4.3.4).

На графике кривая средних общих издержек (АТС) лежит выше кривой спроса (D). Отрезок АТСЕРЕ равен убыткам получаемый монополистом на единицу продукции, площадь фигуры АТСЕРЕВС — величина общих убытков.

Фирма монополист будет продолжать производство до тех пор, пока цена

Похожие материалы

Информация о работе