Лекция3-ИМ
Основные понятия информационного менеджмента
В практическом смысле под информационным менеджментом понимается совокупность методов и средств, обеспечивающих информационный сервис для всех работников предприятия. Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности.
Информационный сервис рассматривается как один из факторов материального производства или предоставления услуг.
Сравнение можно представить в виде следующей таблицы.
Информационная система |
Производственная система |
Входные данные |
Сырье, комплектующие изделия |
Ввод и накопление данных в памяти |
Прием сырья и комплектующих изделий на склад |
Хранение данных |
Хранение сырья и комплектующих изделий на складе |
Обработка данных программами |
Обработка сырья на станках, в печах и т. д. |
Выдача информации в требуемых формах |
Сдача готовой продукции на склад |
Передача результатной информации пользователю |
Сбыт готовой продукции |
Информационный сервис базируется на следующих принципах:
- информационное обслуживание на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса, где информационная служба выступает подрядчиком, а остальные структуры предприятия заказчиком. Бюджет подрядчика формируется из бюджетов заказчиков в зависимости от удовлетворения продукцией (информацией).
- конечным продуктом информационной системы является информационная услуга.
Информационный менеджер (ИМ) является связующим звеном между специалистами предметных областей (финансистов, бухгалтеров, экономистов, менеджеров и т.д.) и специалистов в области информационных технологий (программистами, сетевиками, информационщиками и т.д.), а также высшим руководством организации (топ-менеджерами). Связь ИМ с различными группами специалистов можно представить на рис. 3.1
|
Высшее руководство организации
Рис.3.1 Место информационного менеджера на предприятии
Данные, информация, знания как составляющие информационных ресурсов
Информационный ресурс предприятия (организации) (ИР) составляет совокупность собственных и внешних данных в бумажном или электронном виде, предназначенных для функционирования и развития объекта управления. Или можно сказать. Что информационный ресурс представляет документированную информацию, зафиксированную на материальном носителе.
Данные представляют собой фиксированные на материальном носителе сведения в структурированном или неструктурированном виде о предметах, объектах и процессах, отражающие факты, события и явления в экономических информационных системах.
Информация – это результат обработки данных, представленный на материальном носителе и адресованные конкретному пользователю с целью принятия управленческих или иных решений или проведения аналитических исследований, т.е. имеющие смысл и ценность для получателя.
Или в общем смысле информация – это сведения о предметах, объектах и процессах в окружающей среде, снижающие неопределенность и позволяющие адекватно реагировать на возникающие события или проблемы.
Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений. Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал. Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения задач. Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области. Знания включают обработанную информацию, использованную и используемую для принятия управленческих решений и решения иных задач, а также алгоритмы обработки информации в виде вариантов принятия решений.
Знания различают осознанные и неосознанные. Осознанные знания материализуются на различных носителях, например, базы данных, и получаются путем восприятия (декларативные знания) или путем рассуждения (процедурные знания).
Декларативные знания отражают факты или наличие свойств у объектов, субъектов, предметов. Процедурные знания зависят не от происходящих событий, зафиксированных в форме декларативных знаний, а от целей обработки знаний и способов их представления. Процедурные знания часто представляются в форме правил и расчетных формул и используются при принятии решений. Неосознанные знания делятся на нейролингвистические, ассоциативные и интуитивные. Знания служат основой рациональных действий и процедуры, используемые при этом зависят от целей управления, которые в свою очередь могут меняться под воздействием внутренних или внешних условий. Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации. Принятия решений осуществляются на основе полученной информации и имеющихся знаний. Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений представлена на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений
Информационные технологии
Основой информационной системы (ИС) является информационная технология
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.