МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский государственный экономический университет
УТВЕРЖДАЮ
Декан________________
ф.и.о., подпись
______________________
«___» ____________2005г.
По ______ОCНОВАМ ТЕОРИИ ТВОРЧЕСТВА___________________________________
(название дисциплины)
Для специальности _дмз, дмм, дмц____________________________________________
(шифр и название специальности)
Факультет _______МАРКЕТИНГА______________________________________________
(название факультета)
Кафедра_____философии_______________________________________________________
(название кафедры)
Курс ________3________________________________________________________________
Семестр _______ 5-й____________________________________________________________
Лекций _______20________ часов
Семинарских (практических)
занятий _________16______ часов
Всего часов
По дисциплине _____36________
МИНСК 2005
Рабочая программа составлена __________________доцентом Мамыкиным И.П._________
на основе базовой программы «Основы теории творчества. Учебная программа для студентов по специальности 1-26 0203 «Маркетинг». Рег. № ТД 250/баз.
Название типовой (базовой) программы, дата утверждения, регистрационный номер
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры _философии_______
название кафедры
«_16_» _____июня____________ 2005 г.
_____________________В.К. Лукашевич
ф.и.о., подпись
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией по специальности «Маркетинг»
«____» _______________________ 2005 г.
Председатель ________________________
ф.и.о., подпись
Согласовано: зав.кафедрой маркетинга И.Л. Акулич
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель спецкурса: научно-методологическая и методическое обеспечение последующих учебных занятий студентов по различным дисциплинам, реализация обучающе-исследовательского подхода, дальнейшая интенсификация учебного процесса.
1.2. Основные задачи спецкурса: обеспечить сопряжение достижений современной науки о творчестве (креатологии) с общенаучными и специальными дисциплинами; помочь студентам овладеть определенными навыками самостоятельной творческой работы.
В результате освоения курса «Основы теории творчества» студент должен знать:
- основные понятия теории творчества;
Уметь охарактеризовать:
- специфику экономического творчества и его взаимосвязи с другими видами творчества;
- формы экономического творчества;
- качества творческой личности;
- важнейшие методы творчества;
- стимулы творчества;
- современные подходы к управлению творчеством.
Уметь анализировать:
- ситуации в экономической деятельности, требующие нестандартного подхода;
- структуру творческого процесса;
Приобрести навыки:
- самостоятельного творческого решения задачи;
- корректного дискутирования и отстаивания своей точки зрения.
1.3. Перечень других дисциплин, их разделов и тем, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины:
Философия (в полном объеме)
Логика (в полном объеме)
Культурология (в полном объеме)
Экономическая теория (макроэкономика и микроэкономика)
2. Содержание дисциплины
№ |
Название |
Содержание темы |
Количество часов |
|
лекции |
практические (семинары) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Предмет и задачи креатологии |
Донаучные формы осмысления творчества. Наука о творчестве и ее специфика. Возрастание роли экономической деятельности и новые требования к ней |
2 |
2 |
2 |
Сущность творческой деятельности |
Творчество и развитие. Творчество как деятельность. Антиподы творчества. Виды творчества. |
2 |
- |
3 |
Творчество в искусстве жизни |
Дилемма: жизнь для творчества ли творчество для жизни? Понятие судьбы и его рациональный смысл. Пути приобретения и применения жизненного опыта. |
2 |
2 |
4 |
Экономическое творчество |
Экономическое творчество как функция и вид экономической деятельности. Роль экономических законов. Формы экономического творчества. |
4 |
- |
5 |
Качества творческой личности |
Природа таланта. Творческая способность (креативность), ее признаки и проявления. Предприимчивость как специфическое качество экономического творчества. |
2 |
4 |
6 |
Процесс творчества |
Стадии творческого процесса. Стимулы и препятствия творчеству, их специфика и взаимосвязь |
2 |
- |
7 |
Управление творчеством |
Взаимоотношение управления и творчества. Понятие управляемости творчества. Современные подходы к управлению творчеством. Специфика методологической регуляции. |
4 |
8 |
Всего: |
20 |
16 |
3. Курсовая работа (не предусмотрена учебным планом)
4. Учебно-методические материалы по дисциплине:
законодательные и нормативные акты:
1. Решение Совета БГЭУ № 16 от 29.06.1999г.
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. – М.: Бук Чэмбэр Интернешнл, 1992.
2. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977.
3. Мамыкин И.П. Экономическое творчество. Социогносеологический аспект. Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000.
1. Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы - Мн.: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1983.
2. Бунге М. Интуиция и наука. - М.: Прогресс, 1967.
3. Введение в философию; Учебник для вузов: В 2 ч. - М.: Политиздат, 1989.
4. Вебер М. Избр. произв. / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990.
5. Воспоминания о Ландау. - М.: Наука, 1988.
6. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство дл высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. - М.: МП «Сувенир», 1993.
7. Гурова Л. Воображение // Философ. Энциклопедия. Т. 1. - М.: сов. Энциклопедия, 1960.
8. Камю Л. Творчество и свобода: статьи, эссе, записные книжки / Пер. с фр. -М.:Радга, 1990.
9. Карбо Дж. Как стать богатым, будучи ленивым. Практические основы успеха. Мн.: «Интеллект». 1942.
10. Карлейль Т. Теперь и прежде /Пер. с англ. - М.: Изд-во «Республика», 1994-141с.
11. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике (научно-популярные очерки для молодежи) - М.: Мол. Гвардия, 1987.
12. Ксенофонт. Сократические сочинения. - СПБ, 1993.
13. Кун Т.С. Структура научных революций / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1997.
14. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов (первоначальный вариант «Капитала») // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 46, ч. I.
15-Мунье Э. Персонализм / Пер. с фр. - М.: Искусство, 1992.
16-Народное хозяйство Белорусской ССР в 1968 г. Статистический сборник. - Мн.: Статистика, Бел. Отд., 1970.
17-Народное хозяйство Белорусской ССР в 1989 г. Статистический ежегодник. - Мн.: Беларусь, 1990.
18. Олдак П.Г. Формирование современного экономического мышления. – Новосибирск: Наука, 1989.
19-Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства: Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующая система. - М., 1990.
20. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. Пер с англ. - М.:
Экономика, Дело, 1992.
21. Платон Соч. - Т. 2, 1970.
22. Попов С.И. Буржуазная идеология на пороге XXI столетия. - М.: Мысль, 1988.
23-Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. - 2-е изд. - Мн.: Университетское, 1992.
24. Серван-Шрейбер Ж.-Л. Ремесло предпринимателя. Серван-Шрейбер П. Десять портретов предпринимателей / Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1993.
25. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство, 1983.
26. Тард Г. Социальная логика / Пер. с фр. - Спб: Соц. Психол. Центр, 1996.
27. Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1990.
28. Тимирязев К.А. Чарлз Дарвин и его учение // соч. в 10 т. - Т. 7. - М.: Сельхозгиз, 1939.
29. Фосийон А. Жизнь форм. Похвальное слово руке. / Пер. с фр. - М.: Изд. Дом «Моск. коллекция», 1995.
30. Французская философия и эстетика XX века / Пер. с фр. - М.: Искусство, 1995.
31. Хайек Ф.А. Дорога к рабству / Пер. с нем. // Новый мир, 1991.
32. Хайдегер М. Работы и размышления разных лет / Пер. с нем. - М.:
«Гнозис», 1993.
33. Хилькевич А.П. Гносеологическая природа гипотезы. - Мн.: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1974.
34. Чернышевский Н.Г. Поли. Собр. Соч. - М.: ОГИЗ. - Т.8, 1950.
35. Экономическая и социальная политика Франции. - М.: Франц. Орг. План. Сотрудничеств, 1995.
З6. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. - М.: Политиздат, 1991.
37. Якокка Л. Карьера менеджера // Пер. с англ. / При участии У. Новака. -М.: Прогресс, 1990.
38. Аltthusser L. Sur la reprodaction. – Paris: PUF, 1995.
39. Boirel R. La resolution des problemes. Pratique et theorie du raisonnement de resolution. — Paris: Editions Universitaires, 1966.
40. Corm G. Le nouveau desodre economique mondial. Paris, Beyrouth: coedition. La Decouverte / essays — 1993.
41. Ettinghoffer D. L'entreprise virtuelle ou les nouveaux modes de travail — Paris: Editions Odile Jacob, 1992.
42. Galbraith J.K., Salinger N. Tout savoir ou Presque sur 1'economie. — Paris: Seuil, 1978.
43. Haunstein H.-D. Humans resources, creativity and innovation: the conflict between Homo faber and Homo ludens // Behavioral Science. — 1981. Vol. 26.
44. Kuczynski J. Homo creator: Wstep do dialektyki czeowieka — Warszawa: Ksiazka i Wiedza, 1979. — 398 s.
45. Maunoury J.-L. La genese des innovations. La creation technique dans 1'activite de la firme. — Paris: PUF, 1968.
46. Methodologie vers une science d'action // Red. par R. Caude et A. Moles — Paris: Gautier — Villars ed., Enterprise modeme d'edition, 1964.
47. Perroux F. Industrie et creation collective. T. 1. Saint-simonisme duXX-e siecle et creation collective. — Paris: PUF, 1964.
48. Psychologie sociale. — Paris: PUF Fondamental, 1992.
49. The American heritage dictionary of the English language 3-e ed. — Boston, New York, London: Houghton Mitflin company, 1993
5. Учебно-методическая карта дисциплины
№ недели |
№ занятия |
Занятия (номер) |
Наглядные и методически е пособия |
Управление самостоятельной работой |
||||||||
семинары |
лаборатор ные |
содержание |
часы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||
1 |
1. Донаучные формы осмысления творчества 2. Наука о творчестве и ее специфика 3. 3. Возрастание роли экономической деятельности и новые требования к ней. |
1 |
тесты |
Предлекционная подготовка. Изучение учебной литературы. Заполнение анкеты. 2 часа. |
Опрос. Тест. |
|||||||
2 |
|
-- |
-- |
Брошюра «экономическое творчество» |
Предлекционная подготовка. Изучение учебной литературы. 2 часа. |
Опрос. Тест. |
||||||
3 |
|
-- |
-- |
Художеств. литература |
Предлекционная подготовка. Изучение учебной литературы. 2 часа. |
Опрос. Тест. |
||||||
4 |
1. Экономическое творчество как функция и вид экономической деятельности. 2. Роль экономических законов 3. Формы экономического творчества |
-- |
-- |
Брошюра «Экономическое творчество» |
Предлекционная подготовка. Изучение учебной литературы. 2 часа. |
Опрос. Тест. |
||||||
5 |
|
2 |
-- |
Тесты |
Предлекционная подготовка. Изучение учебной литературы. Заполнение анкеты. 2 часа. |
Опрос. Тест. |
||||||
6 |
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.