Специфика экономического творчества и его взаимосвязи с другими видами творчества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный экономический университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан________________

ф.и.о., подпись

______________________

«___» ____________2005г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ______ОCНОВАМ ТЕОРИИ ТВОРЧЕСТВА___________________________________

(название дисциплины)

Для специальности _дмз, дмм, дмц____________________________________________

(шифр и название специальности)

Факультет _______МАРКЕТИНГА______________________________________________

(название факультета)

Кафедра_____философии_______________________________________________________

(название кафедры)

Курс ________3________________________________________________________________

Семестр _______ 5-й____________________________________________________________

Лекций _______20________ часов            

Семинарских (практических)

занятий _________16______ часов                                   

Всего часов

По дисциплине _____36________

МИНСК 2005


Рабочая программа составлена __________________доцентом Мамыкиным И.П._________

на основе базовой программы «Основы теории творчества. Учебная программа для студентов по специальности 1-26 0203 «Маркетинг». Рег. № ТД 250/баз.

Название типовой (базовой) программы, дата утверждения, регистрационный номер

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры _философии_______

название кафедры

«_16_» _____июня____________  2005 г.

_____________________В.К. Лукашевич

ф.и.о., подпись

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией по специальности «Маркетинг»

«____» _______________________ 2005 г.

Председатель ________________________

ф.и.о., подпись

Согласовано: зав.кафедрой маркетинга                                                               И.Л. Акулич


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель спецкурса: научно-методологическая и методическое обеспечение последующих учебных занятий студентов по различным дисциплинам, реализация обучающе-исследовательского подхода, дальнейшая интенсификация учебного процесса.

1.2. Основные задачи спецкурса: обеспечить сопряжение достижений современной науки о творчестве (креатологии) с общенаучными и специальными дисциплинами; помочь студентам овладеть определенными навыками самостоятельной творческой работы.

В результате освоения курса «Основы теории творчества» студент должен знать:

- основные понятия теории творчества;

Уметь охарактеризовать:

- специфику экономического творчества и его взаимосвязи с другими видами творчества;

- формы экономического творчества;

- качества творческой личности;

- важнейшие методы творчества;

- стимулы творчества;

- современные подходы к управлению творчеством.

Уметь анализировать:

- ситуации в экономической деятельности, требующие нестандартного подхода;

- структуру творческого процесса;

Приобрести навыки:

- самостоятельного творческого решения задачи;

- корректного дискутирования и отстаивания своей точки зрения.

1.3. Перечень других дисциплин, их разделов и тем, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины:

Философия (в полном объеме)

Логика (в полном объеме)

Культурология (в полном объеме)

Экономическая теория (макроэкономика и микроэкономика)


2. Содержание дисциплины

Название

Содержание темы

Количество часов

лекции

практические (семинары)

1

2

3

4

5

1

Предмет и задачи креатологии

Донаучные формы осмысления творчества. Наука о творчестве и ее специфика. Возрастание роли экономической деятельности и новые требования к ней

2

2

2

Сущность творческой деятельности

Творчество и развитие. Творчество как деятельность. Антиподы творчества. Виды творчества.

2

-

3

Творчество в искусстве жизни

Дилемма: жизнь для творчества ли творчество для жизни? Понятие судьбы и его рациональный смысл. Пути приобретения и применения жизненного опыта.

2

2

4

Экономическое творчество

Экономическое творчество как функция и вид экономической деятельности. Роль экономических законов. Формы экономического творчества.

4

-

5

Качества творческой личности

Природа таланта. Творческая способность (креативность), ее признаки и проявления. Предприимчивость как специфическое качество экономического творчества.

2

4

6

Процесс творчества

Стадии творческого процесса. Стимулы и препятствия творчеству, их специфика и взаимосвязь

2

-

7

Управление творчеством

Взаимоотношение управления и творчества. Понятие управляемости творчества. Современные подходы к управлению творчеством. Специфика методологической регуляции.

4

8

Всего:

20

16


3. Курсовая работа (не предусмотрена учебным планом)

4. Учебно-методические материалы по дисциплине:

законодательные и нормативные акты:

1. Решение Совета БГЭУ № 16 от 29.06.1999г.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. – М.: Бук Чэмбэр Интернешнл, 1992.

2. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977.

3. Мамыкин И.П. Экономическое творчество. Социогносеологический аспект. Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы - Мн.: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1983.

2. Бунге М. Интуиция и наука. - М.: Прогресс, 1967.

3. Введение в философию; Учебник для вузов: В 2 ч. - М.: Политиздат, 1989.

4. Вебер М. Избр. произв. / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990.

5. Воспоминания о Ландау. - М.: Наука, 1988.

6. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство дл высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. - М.: МП «Сувенир», 1993.

7. Гурова Л. Воображение // Философ. Энциклопедия. Т. 1. - М.: сов. Энциклопедия, 1960.

8. Камю Л. Творчество и свобода: статьи, эссе, записные книжки / Пер. с фр. -М.:Радга, 1990.

9. Карбо Дж. Как стать богатым, будучи ленивым. Практические основы успеха. Мн.: «Интеллект». 1942.

10. Карлейль Т. Теперь и прежде /Пер. с англ. - М.: Изд-во «Республика», 1994-141с.

11. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике (научно-популярные очерки для молодежи) - М.: Мол. Гвардия, 1987.

12. Ксенофонт. Сократические сочинения. - СПБ, 1993.

13. Кун Т.С. Структура научных революций / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1997.

14. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов (первоначальный вариант «Капитала») // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 46, ч. I.

15-Мунье Э. Персонализм / Пер. с фр. - М.: Искусство, 1992.

16-Народное хозяйство Белорусской ССР в 1968 г. Статистический сборник. - Мн.: Статистика, Бел. Отд., 1970.

17-Народное хозяйство Белорусской ССР в 1989 г. Статистический ежегодник. - Мн.: Беларусь, 1990.

18. Олдак П.Г. Формирование современного экономического мышления. – Новосибирск: Наука, 1989.

19-Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства: Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующая система. - М., 1990.

20. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. Пер с англ. - М.:

Экономика, Дело, 1992.

21. Платон Соч. - Т. 2, 1970.

22. Попов С.И. Буржуазная идеология на пороге XXI столетия. - М.: Мысль, 1988.

23-Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование   внутренних   закономерностей   продуктивной   умственной деятельности. - 2-е изд. - Мн.: Университетское, 1992.

24. Серван-Шрейбер Ж.-Л. Ремесло предпринимателя. Серван-Шрейбер П. Десять портретов предпринимателей / Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1993.

25. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство, 1983.

26. Тард Г. Социальная логика / Пер. с фр. - Спб: Соц. Психол. Центр, 1996.

27. Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1990.

28. Тимирязев К.А. Чарлз Дарвин и его учение // соч. в 10 т. - Т. 7. - М.: Сельхозгиз, 1939.

29. Фосийон А. Жизнь форм. Похвальное слово руке. / Пер. с фр. - М.: Изд. Дом «Моск. коллекция», 1995.

30. Французская философия и эстетика XX века / Пер. с фр. - М.: Искусство, 1995.

31. Хайек Ф.А. Дорога к рабству / Пер. с нем. // Новый мир, 1991.

32. Хайдегер М. Работы и размышления разных лет / Пер. с нем. - М.:

«Гнозис», 1993.

33. Хилькевич А.П. Гносеологическая природа гипотезы. - Мн.: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1974.

34. Чернышевский Н.Г. Поли. Собр. Соч. - М.: ОГИЗ. - Т.8, 1950.

35. Экономическая и социальная политика Франции. - М.: Франц. Орг. План. Сотрудничеств, 1995.

З6. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. - М.: Политиздат, 1991.

37. Якокка Л. Карьера менеджера // Пер. с англ. / При участии У. Новака. -М.: Прогресс, 1990.

38. Аltthusser L. Sur la reprodaction. – Paris: PUF, 1995.

39. Boirel R. La resolution des problemes. Pratique et theorie du raisonnement de resolution. — Paris: Editions Universitaires, 1966.

40. Corm G. Le nouveau desodre economique mondial. Paris, Beyrouth: coedition. La Decouverte / essays — 1993.

41. Ettinghoffer D. L'entreprise virtuelle ou les nouveaux modes de travail — Paris: Editions Odile Jacob, 1992.

42. Galbraith J.K., Salinger N. Tout savoir ou Presque sur 1'economie. — Paris: Seuil, 1978.

43. Haunstein H.-D. Humans resources, creativity and innovation: the conflict between Homo faber and Homo ludens // Behavioral Science. — 1981. Vol. 26.

44. Kuczynski J. Homo creator: Wstep do dialektyki czeowieka — Warszawa: Ksiazka i Wiedza, 1979. — 398 s.

45. Maunoury J.-L. La genese des innovations. La creation technique dans 1'activite de la firme. — Paris: PUF, 1968.

46. Methodologie vers une science d'action // Red. par R. Caude et A. Moles — Paris: Gautier — Villars ed., Enterprise modeme d'edition, 1964.

47. Perroux F. Industrie et creation collective. T. 1. Saint-simonisme duXX-e siecle et creation collective. — Paris: PUF, 1964.

48. Psychologie sociale. — Paris: PUF Fondamental, 1992.

49. The American heritage dictionary of the English language 3-e ed. — Boston, New York, London: Houghton Mitflin company, 1993


5. Учебно-методическая карта дисциплины

недели

№ занятия

Занятия (номер)

Наглядные и методически е пособия

Управление самостоятельной работой

семинары

лаборатор ные

содержание

часы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1.  Донаучные формы осмысления творчества

2.  Наука о творчестве и ее специфика

3.  3. Возрастание роли экономической деятельности и новые требования к ней.

1

тесты

Предлекционная подготовка. Изучение учебной литературы. Заполнение анкеты. 2 часа.

Опрос. Тест.

2

  1. Творчество и развитие
  2. Творчество как деятельность
  3. Антиподы творчества
  4. Виды творчества

--

--

Брошюра «экономическое творчество»

Предлекционная подготовка. Изучение учебной литературы. 2 часа.

Опрос. Тест.

3

  1. Дилемма: жизнь для творчества или творчество для жизни?
  2. Понятие судьбы и ее рациональный смысл
  3. Чувство жизни
  4. Пути приобретения и применения жизненного опыта.

--

--

Художеств. литература

Предлекционная подготовка. Изучение учебной литературы. 2 часа.

Опрос. Тест.

4

1.  Экономическое творчество как функция и вид экономической деятельности.

2.  Роль экономических законов

3.  Формы экономического творчества

--

--

Брошюра «Экономическое творчество»

Предлекционная подготовка. Изучение учебной литературы. 2 часа.

Опрос. Тест.

5

  1. Природа творчества
  2. Творческая способность (креативность), ее признаки и проявления.
  3. Предприимчивость как специфическое качество экономического творчества

2

--

Тесты

Предлекционная подготовка. Изучение учебной литературы. Заполнение анкеты. 2 часа.

Опрос. Тест.

6

  1. Стадии творческого процесса
  2. Стимулы и препятствия творчеству, их специфика и взаимосвязь

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
95 Kb
Скачали:
0