МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Учебно-методическое пособие
для студентов дневной формы обучения
по специальности «Социология»
Минск БГЭУ 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Тематический план учебной дисциплины «Профессиональная и корпоративная культура» 5
Содержание учебного материала 6
Примерный перечень вопросов к зачёту 12
Примерный перечень вопросов к экзамену 14
Список литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Профессиональная и корпоративная культура» является одной из новых в подготовке студентов по специальности 1-23 01 05 «Социология».
Предлагаемая программа для студентов по курсу «Профессиональная и корпоративная культура» призвана обеспечить высокий уровень обучения в высшей школе и содействовать комплексной подготовке дипломированных специалистов-социологов. Содержательно представленный в программе курс акцентирован на проблематику и отличительные особенности современного социологического анализа деятельности профессиональных групп и организаций.
Базовая учебная программа дисциплины «Профессиональная и корпоративная культура» разработана в соответствии с действующими образовательным стандартом и типовым учебным планом по специальности 1-23 01 05 «Социология».
Цель дисциплины – ознакомление студентов с существенными типологическими функциональными характеристиками профессиональной и корпоративной культур, факторами и условиями их формирования, освоение методов социологических исследований этих объектов.
Задачи дисциплины:
- сформировать представление о месте и роли профессиональной и корпоративной культуры в социальной культуре и социально-экономической практике;
- ознакомить студентов с основными теоретическими подходами к изучению профессиональной и корпоративной культуры в отечественной и зарубежной социологии;
- дать представление о социальных механизмах формирования профессиональной и корпоративной культуры в условиях учебного заведения и производственного коллектива.
После успешного прохождения дисциплины студент должен знать:
- типы и функции профессиональной культуры;
- элементы системной модели корпоративной культуры;
- особенности профессиональной социализации и факторы формирования корпоративной культуры.
В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:
- использовать категориальный аппарат социологии для описания и анализа различных типов профессиональной и корпоративной культуры и процессов, происходящих в них;
- владеть методами конкретно-социологического исследования для диагностики состояния развития и функционирования профессиональной и корпоративной культуры в реальной производственной среде;
- владеть навыками управленческого консультирования и разработки этических кодексов организаций.
Связь с другими дисциплинами. Данная базовая учебная программа связана с блоками знаний, которые приобретает студент, изучая следующие дисциплины: «Теоретическая социология», «Методология и методы социологических исследований», «Социология культуры», «Социология личности», «Экономическая социология», «Социология организаций», «Социология управления», «Социальное проектирование бизнес-структур».
Характеристика рекомендуемых методов и (или) технологий обучения. Предлагается использовать лекционные, семинарские занятия; программирование, проведение и анализ данных социологических исследований в индивидуальном и командном вариантах с представлением текстов аналитических записок.
Структура курса. Курс состоит из 13 тем. Типовым учебным планом специальности на изучение дисциплины «Профессиональная и корпоративная культура» отводится 226 часов, в том числе 102 часа аудиторных занятий (50 часов – лекции и 52 часа – семинарские занятия).
Форма контроля знаний. Рекомендуемые формы контроля – зачет (в 8 семестре) и экзамен (в 9 семестре).
Тематический план учебной дисциплины
«Профессиональная и корпоративная культура»
№ |
Тема |
Всего часов |
Лекции |
Семинары |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Место и роль профессиональной и корпоративной культуры в социальной культуре |
6 |
2 |
4 |
2 |
Классическая социология о развитии профессиональной структуры и профессионализма |
8 |
4 |
4 |
3 |
Основные подходы к изучению профессиональной культуры в советской и отечественной социологии |
8 |
4 |
4 |
4 |
Различные направления исследования профессиональной культуры в современной западной социологии |
8 |
4 |
4 |
5 |
Типы и функции профессиональной культуры |
8 |
4 |
4 |
6 |
Структурно-ролевые характеристики профессиональной культуры |
8 |
4 |
4 |
7 |
Социодинамика профессиональной культуры. |
8 |
4 |
4 |
8 |
Профессиональная социализация |
8 |
4 |
4 |
9 |
Неокорпоративизм и социальное партнерство |
8 |
4 |
4 |
10 |
Организационная культура как база корпоративной культуры |
8 |
4 |
4 |
11 |
Основные подходы к изучению корпоративной культуры |
8 |
4 |
4 |
12 |
Системная модель корпоративной культуры |
8 |
4 |
4 |
13 |
Формирование профессиональной и корпоративной культуры |
8 |
4 |
4 |
Всего |
102 |
50 |
52 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОго материала
ТЕМА 1.
Место и роль профессиональной и корпоративной культуры в социальной культуре
Культурные социокоды и разделение труда как критерии выделения границ профессиональных и корпоративных культур.
Понятия «профессия», «профессионал», «корпорация» как форма
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.