МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Учебно-методическое пособие
для студентов дневной формы обучения
по специальности «Социология»
Минск БГЭУ 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Тематический план учебной дисциплины «Профессиональная и корпоративная культура» 5
Содержание учебного материала 6
Примерный перечень вопросов к зачёту 12
Примерный перечень вопросов к экзамену 14
Список литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Профессиональная и корпоративная культура» является одной из новых в подготовке студентов по специальности 1-23 01 05 «Социология».
Предлагаемая программа для студентов по курсу «Профессиональная и корпоративная культура» призвана обеспечить высокий уровень обучения в высшей школе и содействовать комплексной подготовке дипломированных специалистов-социологов. Содержательно представленный в программе курс акцентирован на проблематику и отличительные особенности современного социологического анализа деятельности профессиональных групп и организаций.
Базовая учебная программа дисциплины «Профессиональная и корпоративная культура» разработана в соответствии с действующими образовательным стандартом и типовым учебным планом по специальности 1-23 01 05 «Социология».
Цель дисциплины – ознакомление студентов с существенными типологическими функциональными характеристиками профессиональной и корпоративной культур, факторами и условиями их формирования, освоение методов социологических исследований этих объектов.
Задачи дисциплины:
- сформировать представление о месте и роли профессиональной и корпоративной культуры в социальной культуре и социально-экономической практике;
- ознакомить студентов с основными теоретическими подходами к изучению профессиональной и корпоративной культуры в отечественной и зарубежной социологии;
- дать представление о социальных механизмах формирования профессиональной и корпоративной культуры в условиях учебного заведения и производственного коллектива.
После успешного прохождения дисциплины студент должен знать:
- типы и функции профессиональной культуры;
- элементы системной модели корпоративной культуры;
- особенности профессиональной социализации и факторы формирования корпоративной культуры.
В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:
- использовать категориальный аппарат социологии для описания и анализа различных типов профессиональной и корпоративной культуры и процессов, происходящих в них;
- владеть методами конкретно-социологического исследования для диагностики состояния развития и функционирования профессиональной и корпоративной культуры в реальной производственной среде;
- владеть навыками управленческого консультирования и разработки этических кодексов организаций.
Связь с другими дисциплинами. Данная базовая учебная программа связана с блоками знаний, которые приобретает студент, изучая следующие дисциплины: «Теоретическая социология», «Методология и методы социологических исследований», «Социология культуры», «Социология личности», «Экономическая социология», «Социология организаций», «Социология управления», «Социальное проектирование бизнес-структур».
Характеристика рекомендуемых методов и (или) технологий обучения. Предлагается использовать лекционные, семинарские занятия; программирование, проведение и анализ данных социологических исследований в индивидуальном и командном вариантах с представлением текстов аналитических записок.
Структура курса. Курс состоит из 13 тем. Типовым учебным планом специальности на изучение дисциплины «Профессиональная и корпоративная культура» отводится 226 часов, в том числе 102 часа аудиторных занятий (50 часов – лекции и 52 часа – семинарские занятия).
Форма контроля знаний. Рекомендуемые формы контроля – зачет (в 8 семестре) и экзамен (в 9 семестре).
Тематический план учебной дисциплины
«Профессиональная и корпоративная культура»
| 
   №  | 
  
   Тема  | 
  
   Всего часов  | 
  
   Лекции  | 
  
   Семинары  | 
 
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
 
| 
   1  | 
  
   Место и роль профессиональной и корпоративной культуры в социальной культуре  | 
  
   6  | 
  
   2  | 
  
   4  | 
 
| 
   2  | 
  
   Классическая социология о развитии профессиональной структуры и профессионализма  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   3  | 
  
   Основные подходы к изучению профессиональной культуры в советской и отечественной социологии  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   4  | 
  
   Различные направления исследования профессиональной культуры в современной западной социологии  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   5  | 
  
   Типы и функции профессиональной культуры  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   6  | 
  
   Структурно-ролевые характеристики профессиональной культуры  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   7  | 
  
   Социодинамика профессиональной культуры.  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   8  | 
  
   Профессиональная социализация  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   9  | 
  
   Неокорпоративизм и социальное партнерство  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   10  | 
  
   Организационная культура как база корпоративной культуры  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   11  | 
  
   Основные подходы к изучению корпоративной культуры  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   12  | 
  
   Системная модель корпоративной культуры  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   13  | 
  
   Формирование профессиональной и корпоративной культуры  | 
  
   8  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
 
| 
   Всего  | 
  
   102  | 
  
   50  | 
  
   52  | 
 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОго материала
ТЕМА 1.
Место и роль профессиональной и корпоративной культуры в социальной культуре
Культурные социокоды и разделение труда как критерии выделения границ профессиональных и корпоративных культур.
Понятия «профессия», «профессионал», «корпорация» как форма
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.