ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В. Куйбышева)”
Одобрено Утверждаю
МК ИРИЭТ Директор ИРИЭТ
“_____” __________ 2008 г. “_____”____________ 2008 г.
Р А Б О Ч А Я У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А
Учебная дисциплина “ СИЛОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА”
Образовательные программы:
140608 Электрооборудование и автоматика транспорта (инженер);
140600 Электротехника. Электромеханика и электротехнологии (бакалавр).
Кафедра “Электрооборудование, автоматика и электротехнодогии”
Согласовано: Рабочая программа утверждена на заседании
Заведующий выпускающей кафедрой кафедры ЭОАТ, протокол № _____
“Электрооборудование и автоматика от “____” ______________ 2008 г.
транспорта” Зав.кафедрой _____________
_________________ Программа составлена 20.03.2008 г.
Подпись (Ф.И.О.) и.о. доцента
Владивосток
2008
При разработке рабочей учебной программы использованы:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы, утвержденный “27” марта 2000 г, № 207 тех/дс, рабочий учебный план специальности 140608, утвержденный “15” марта 2005 г.
Выдержка из государственного образовательного стандарта
Индекс |
Основные разделы дисциплины |
Всего часов |
СД.03 |
Силовая электроника: виды преобразования электрической энергии; структурные и принципиальные электрические схемы преобразовательных устройств; основные режимы работы и характеристики управляемых выпрямителей; анализ электромагнитных и коммутационных процессов; влияние силовых управляемых выпрямителей на судовую сеть, способы устранения искажения питающего напряжения и защита судовой сети; реверсивные управляемые вентильные преобразователи, характеристики и способы управления, электромагнитные процессы при раздельном и совместном управлении реверсивными преобразователями; преобразователи частоты, основные характеристики; автономные инверторы; способы формирования, регулирования и улучшения формы выходного тока и напряжения; влияние несинусоидальности напряжения на судовых потребителей электроэнергии; принципы построения, структурные схемы и основные функциональные узлы систем управления судовых статических преобразователей |
100 |
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Изучение физических основ силовых полупроводниковых приборов.
1.2. Изучение основных схемных решений и анализ процессов, протекающих в полупроводниковых преобразователях напряжения (выпрямителях, инверторах, преобразователях частоты и преобразователях постоянного напряжения)
1.3. Изучение принципов построение и основных схемотехнических решений схем управления полупроводниковых преобразователей напряжения..
1.4. Получение навыков расчета силовых электронных схем.
2. Начальные требования к освоению дисциплины
2.1. Изучение дисциплины базируется на теоретическом материале следующих предметов: физики, математики, теоретических основ электротехники, физических основ электроники.
2.2. Выполнение лабораторных работ требует предварительного изучения дисциплин: метрологии, стандартизации и сертификации, информатики.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3.1. Студенты должны знать физические явления, лежащие в основе работы силовых полупроводниковых приборов.
3.2. Должны знать основные методы, использующиеся для анализа статических и динамических режимов в полупроводниковых преобразователях.
3.3. Должны обладать навыком декомпозиции сложных силовых электронных схем и схем их управления на более простые (базовые) схемы.
3.4. Должны уметь выполнять расчеты и выбор силовых элементов полупроводниковых преобразователей.
3.5. Должны обладать навыками синтеза схем управления полупроводниковыми преобразователями.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Дневная форма обучения
Вид учебной работы |
Всего часов |
Распред. по семестрам |
|
7 |
|||
Общая трудоемкость дисциплины |
98 |
98 |
|
Лекции |
28 |
28 |
|
Лабораторные занятия |
28 |
28 |
|
Всего самостоятельная работа |
42 |
42 |
|
Вид итогового контроля |
Экзамен |
Экзамен |
5. Содержание дисциплины
5.1. Распределение учебного материала по видам занятий
№ пп |
Наименование раздела дисциплины |
Распределение по видам (час) |
|||
Лек |
ЛЗ |
ПЗ |
СРС |
||
В |
Введение. |
2 |
|||
1 |
Выпрямители и инверторы, ведомые сетью |
10 |
8 |
14 |
|
2 |
Импульсные преобразователи напряжения |
4 |
8 |
10 |
|
3 |
Автономные инверторы и преобразователи частоты |
6 |
12 |
12 |
|
4 |
Системы управления преобразователями |
6 |
6 |
||
Итого |
28 |
28 |
42 |
5.2. Содержание лекционного курса
№ пп |
Наименование раздела дисциплины |
Распределение по видам |
||
Лек. |
ЛЗ |
СРС |
||
В |
Введение. Преобразовательные устройства как исполнительные или усилительные элементы систем управления. Методы анализа работы преобразовательных устройств. Метод припасовывания, метод эквивалентного источника, гармонический анализ |
2 |
||
1 |
Выпрямители и инверторы, ведомые сетью |
10 |
8 |
14 |
1.2. |
Неуправляемые и управляемые двухфазные схемы выпрямления. Работа нулевой и мостовой схем на различную нагрузку. Режимы непрерывного и прерывистого тока. Выпрямительный и инверторный режимы. |
2 |
4 |
4 |
1.3. |
Многофазные схемы выпрямления. Трехфазная и шестифазная схемы выпрямления. Схемные способы реализации реверсивных тиристорных преобразователей (ТП). Совместное и раздельное управление. |
4 |
4 |
4 |
1.4. |
Энергетические характеристики ТП. Регулировочные характеристикики. Гармонический состав напряжений и токов. Процесс коммутации. Внешние характеристики и коэффициент мощности ТП. |
2 |
2 |
|
1.5. |
Работа ТП от источника тока. Коэффициенты выпрямления по току и напряжению. Эквивалентное входное сопротивление ТП. |
4 |
4 |
|
2 |
Импульсные преобразователи напряжения |
4 |
8 |
10 |
2.1. |
Искусственная коммутация тиристоров. Подключение коммутирующего конденсатора, подключение колебательного контура. Одно и многоступенчатая коммутация. Электромагнитные процессы при коммутации. |
4 |
6 |
|
2.2. |
Широтно-импульсные модуляторы (ШИМ). Нереверсивный и реверсивный ШИМ при работе на различную нагрузку. Защита ключей от перенапряжения. |
4 |
4 |
4 |
3 |
Автономные инверторы и преобразователи частоты |
6 |
12 |
12 |
3.1. |
Инверторы на полностью управляемых элементах. Однофазные и трехфазные инверторы напряжения. Действующие значения и гармонический состав выходных токов и напряжений. Схемы с индивидуальной и групповой коммутацией |
4 |
4 |
4 |
3.2. |
Инверторы тока на тиристорах. Принципы построения. Базовая схема инвертора тока. Инвертор тока с отсекающими и обратными диодами. Инвертор тока с разделенной емкостью. |
4 |
6 |
|
3.3. |
Преобразователи частоты (ПЧ). ПЧ со звеном постоянного тока. Непосредственные ПЧ. Схемные способы улучшения выходного напряжения. |
2 |
4 |
2 |
4 |
Системы управления преобразователями |
6 |
6 |
|
4.1. |
Системы импульсно-фазового управления (СИФУ). СИФУ на базе магнитных усилителей, фазовращателей. СИФУ вертикального управления. Компенсация нелинейности регулировочной х-ки ТП с помощью СИФУ. Синхронизация однофазного и трехфазного СИФУ. |
2 |
4 |
|
4.2. |
Системы управления автономными инверторами и ПЧ. Распределители импульсов, дешифраторы, согласующие схемы. Применение цифровых устройств для управления преобразователями. Примеры схем управления ШИМ, АИ, ПЧ, НПЧ. |
4 |
2 |
|
Итого |
28 |
28 |
42 |
6. Содержание лабораторных занятий
№ пп |
Раздел |
Наименование лабораторной работы |
Часы |
1 |
1.2. |
Исследование работы однофазных выпрямителей |
4 |
2 |
2.2. |
Исследование реверсивного ШИМ |
4 |
3 |
3.2. |
Исследование автономного однофазного инвертора тока |
4 |
4 |
3.3. |
Трехфазный непосредственный преобразователь частоты |
4 |
5 |
1.3. |
Исследование трехфазного управляемого мостового выпрямителя |
4 |
6 |
3.1. |
Автономный трехфазный инвертор |
4 |
7 |
2.1. |
Тиристорный ШИМ с принудительным запиранием тиристоров |
4 |
Итого |
28 |
7. Самостоятельная работа студентов
7.1. Цель самостоятельной работы студентов
7.1.1. Закрепление лекционного материала.
7.1.2. Самостоятельное изучение материала, не вошедшего в лекционный курс или изложенного в нем в виде установочного материала. К таким материалам относятся: автономный инвертор тока с отсекающими диодами; автономный инвертор тока с разделенными емкостями; схема управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты
7.1.3. Оформление отчетов по лабораторным работам.
7.2. Организация самостоятельной работы студентов
7.2.1. Самостоятельной работой студент может заниматьсяв библиотеке, специализированной лаборатории или в домашних условиях. Самостоятельные занятия в библиотеке института осуществляются
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.