ОТЕЦ РУССКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
К 150-летию со дня рождения И. М. Сеченова
13 АВГУСТА исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося естествоиспытателя, отца русской физиологии, основоположника физиологии высшей нервной деятельности и материалистической психологии — Ивана Михайловича Сеченова.
Своими трудами он внес огромный вклад в мировое естествознание и материалистическую философию. Его замечательные открытия имели большое значение в создании идейно-теоретических предпосылок для распространения материалистической философии в России и явились неоценимым вкладом в естественнонаучные основы теории познания диалектического материализма.
Имя Сеченова неразрывно связано с российским революционно-освободительным движением, он один из соратников вождя русской революционной демократии — Н. Г. Чернышевского. Вскоре после гражданской казни Чернышевского и отправления его на каторгу Сеченов послал в орган русских революционных демократов — журнал «Современник» свое произведение «Попытки свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы». В этом произведении отстаивались материалистические взгляды Чернышевского, изложенные в его книге «Антропологический принцип в философии», и была показана несостоятельность основных догматов религиозно-идеалистического мировоззрения, составлявшего идейную основу самодержавия. Царская цензура запретила печатание статьи в этом журнале. Цензор, прочтя верстку, отметил, что Сеченов проводит «самым обширным образом идею материализма во все акты жизни человека». По требованию цензуры номер журнала был рассыпан. После внесения цензурой существенных изменений в статью она была напечатана в «Медицинском вестнике» пол названием «Рефлексы головного мозга».
Идеологи самодержавия рассматривали Сеченова как одного из главных теоретиков революционной демократии и всячески травили его. Когда в 1866 году этот труд, значительно видоизмененный и дополненный, без предварительной цензуры вышел отдельной книгой, петербургский митрополит обратился к правительству с требованием отправить профессора Сеченова за «душегубное» учение для усмирения и исправления в Соловецкий монастырь. По распоряжению министра внутренних дел Валуева на книгу «как крайне вредную» был наложен арест, а против Сеченова было возбуждено судебное преследование. Ученого не посадили на скамью подсудимых только из боязни, что судебный процесс может вызвать повышенный интерес к книге и приведет к популяризации ее материалистических идей.
В 1870 году реакционные силы вынудили Сеченова уйти из Медико-хирургической академии. Ученый совет Новороссийского (Одесского) университета избрал Сеченова профессором, заведующим кафедрой физиологии, но министерство просвещения затягивало утверждение этого решения. Только через полтора года Сеченов был утвержден и приступил к деятельности в Одесском университете, где проработал около шести лет, идейно возглавляя здесь прогрессивную часть преподавателей в борьбе против реакционеров.
В 1876 году в связи с избранием профессором Петербургского университета Сеченов переехал в столицу, оставаясь до конца жизни почетным членом ученого совета Одесского университета. Царское правительство продолжало преследовать великого ученого. Так, например, в 1887 году ученый совет Петербургского университета возбудил ходатайство о присуждении И. М. Сеченову звания заслуженного профессора, но министр просвещения Делянов отказал. В результате преследования Сеченов вынужден был в 1888 году уйти из Петербургского университета и поступил на должность приват-доцента Московского университета, где только в 1891 году он получил кафедру.
Несмотря на преследования, И. М. Сеченов на протяжении всей своей жизни высоко вес знамя борьбы против реакции в области науки, политики и идеологии.
Как известно, до Сеченова в физиологической науке господствовали метафизические представления о жизнедеятельности организма. Почти все физиологи разделяли взгляды немецкого ученого Р. Вирхова на организм животного и человека, как федерацию клеток, каждая из которых имеет самостоятельную жизнь и самостоятельно реагирует на всякие раздражения. Кроме того, организм рассматривался в отрыве от условий его жизни. Считалось, что в нем имеют место два независимых процесса: физиологический (материальный — познаваемый) и психологический (нематериальный — непознаваемый). Эти представления по существу перекликались с религиозным учением о душе и ее бессмертии.
Сеченов своими исследованиями опроверг эти ошибочные и реакционные воззрения, он показал целостность организма, и, самое главное, материальную обусловленность всех проявлений его жизнедеятельности, в том числе и психических явлений. Сеченов впервые в истории физиологии выдвинул идею о ведущей, координирующей роли центральной нервной системы во всей жизнедеятельности организма.
Неоценимой заслугой Сеченова является естественнонаучное обоснование им материалистического положения о мышлении, сознании как функции человеческого мозга, неотделимой от мозга человека, взаимодействующего с окружающей средой и, таким образом, разоблачение религиозно-идеалистических представлений о независимости «души» от тела.
И. М. Сеченов первым в науке обосновал возможность изучения самых сложных психических процессов объективным физиологическим методом, поставил на научную почву изучение психической деятельности человека. Великий русский физиолог был первым естествоиспытателем, который ясно показал, что основной формой деятельности мозга является рефлекторная деятельность, что все многочисленные движения, которыми внешне проявляется психическая деятельность животных и человека, по своему происхождению является ни чем иным, как рефлексами головного мозга.
Для понимания координирующей деятельности нервной системы, головного мозга во всех процессах жизнедеятельности организма и для изучения физиологических основ психики человека большое значение имело открытие Сеченовым явления Центрального торможения рефлексов спинного мозга. Критикуя метафизические взгляды, согласно которым торможение является истощением или утомлением нервных центров, Сеченов указал, что нервным центром свойственна двойственность в превращениях веществ, «непрерывное восстановление рядом с таким же разложением». Открытие Сеченова было, по определению И. П. Павлова, «первым вкладом русского ума в важную отрасль естествознания», «первой победой русской мысли в области физиологии».
В своих трудах Сеченов показал несостоятельность идеалистических утверждений о врожденности идей человека. Он доказал, что содержание психической деятельности человека, уровень его культурного развития определяется воспитанием, условиями жизни. Ученый решительно возражал против расистских теорий о неравноценности рас и народов.
Работы Сеченова, являющиеся естественнонаучным подтверждением и обоснованием идей философского материализма, встретили яростные нападки со стороны духовенства, философов-идеалистов и царских чиновников.
Большую научную ценность имеют труды И. М. Сеченова по физиологии дыхания, в частности, его глубокий анализ дыхательной функции крови, а также по физиологии трудовых процессов. И. М. Сеченов является родоначальником физиологии труда в России.
Свои научные открытия ученый-демократ стремился поставить на службу народу. Так, солидаризуясь с международным рабочим классом в его борьбе за 8-часовой рабочий день, Сеченов предпринял специальные экспериментальные исследования физиологии мышечно-нервной утомляемости с тем, чтобы научно обосновать требования пролетариата. Об этом свидетельствует также и тот факт, что, оставив Московский университет в связи с преклонным возрастом, И. М. Сеченов в 1903 году принял приглашение читать лекции для рабочих в вечернее время в «Пречистенских рабочих классах», которые он называл прообразом народного университета. С большим удовольствием ученый читал в течение семестра, но в феврале 1904 года по распоряжению органов власти был отстранен от чтения лекций.
Научная общественность высоко оцепила Сеченова как великого ученого, и, несмотря на преследования его правительством, в 1904 году он был избран почетным академиком Российской академии наук.
Труды И. М. Сеченова оказали огромное влияние на прогрессивное развитие естествознания и материалистической философии в России. И ныне они служат острым оружием в борьбе против религии и философского идеализма.
Д. ОСТРЯНИН,
заслуженный деятель науки УССР,
член-корреспондент АН УССР
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.