Теоретико-методологические основы активизации личности студентов вуза в процессе физического воспитания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

программы, отражающие структуру мотивационно – целевых, информационных и исполнительских компонентов.

Данные программные уровни, по сути определяют степень самостоятельности субъекта в деятельности: от сугубо исполнительской позиции – до самостоятельной внутренне мотивированной.

Информационный компонент деятельности, по мнению В.Д, Шадрикова, представляет собой систему информации культурного характера, которая обуславливает эффективность воздействия на предмет деятельности.

Наиболее творчески ориентированным компонентом деятельности является компонент принятия решения. В общем смысле под принятием решения понимают процесс выбора одной деятельностной  альтернативы из нескольких возможных [ 337 ] . При этом психологическом уровне в качестве внутренних детерминант принятия решения выступают: мотивация принятия решения; ответственность за принятие решения, право выбора при принятии решения, возможность осознания, оценки и коррекции вырабатываемых решений и др.   [ 303 ].

В целом авторы выделяют пять типов решений в деятельности;

- по преобладанию психических процессов выделяют волевые, интеллектуальные, эмоциональные решения;

- по необходимости и достаточности информации, наличию или отсутствию дефицита времени обозначают детерминированные и вероятностные решения.

Разрабатывая проблему активности личности, необходимо в теоретическом аспекте соотнести понятия поведения и деятельности, так как в научной литературе констатируется, что активность личности проявляется в поведении и деятельности.

Например, А .В. Петровский констатирует, что «деятельность- это целостный мотивированный акт поведения» [ 230, С 268 ],а «поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий. Поведение человека обусловлено потребностями и обеспечивает достижение определенных целей. Поведение всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, деятельности» [56, С.388]

Н. А. Минкина отмечает, что хотя понятия «поведение» и «деятельность» очень близки и их часто употребляют в качестве синонимов, в научном словоупотреблении их важно различать. Как считает исследователь «деятельность-это выражение активного отношения субъекта к объекту, это есть духовное и материальное освоение и преобразование действительности. Поведение не нацелено непосредственно на активно-преобразующее отношение к действительности. Оно характеризует лишь соответствующее отношение человека к другим людям и вообще к миру, сложившимся в обществе нормам и ценностям. Таким образом, хотя различие между  данными понятиями не всегда очевидно», оно все же есть. «По нашему мнению, объективным основанием для четкого разграничения понятий «деятельность» и «поведение» является характер связи деятельности- с предметом познания и преобразования, а поведения – с теми нормами, правилами, ценностными ориентациями », которые выработаны в обществе и конкретных социальных группах [ 202   C. 61 ].

Активизация личности студента в процессе физического воспитания предполагает раскрытие в образовательном процессе творческого потенциала его личности. В связи с этим рассмотрим понятие творчества и его деятельностно- поведенческие условия.

Рассмотрим более подробно феномен « творчество ». С.Л. Рубинштейн утверждал, что при творчестве необходимо « ввести что – то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой – то деятельности » [ 261, C. 476 ].

Л.С. Выготский отмечал, что творчество является деятельностью человека, при которой создается что- то новое, причем не имеет значения, будет ли это новой вещью внешнего мира или субъективным построением ума, чувства, обнаруживающиеся в самом человеке [ 81]. При этом исследователь утверждал, что « высшие достижения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [ 82, C.58 ].

Б.В. Брушлинский рассматривает творчество как процесс, в результате которого человек находит что – то новое, раннее неизвестное [ 60] .              Г.В. Циткина и В.Н. Романенко, в свою очередь, констатирует, что « творческий процесс – это процесс, который приводит к появлению новых, во многом неожиданных результатов. Именно новизна и непредсказуемость характеризует истинное содержание творческого результата …», причем « творчество – разрешение противоречий между имеющимися знанием, позволяющим дать некие предсказания, принципиально новым, заранее непредсказуемым результатом» [ 213, C.8 ].

Л.В. Мищенко, в свою очередь, дает определение творчества с позиций новизны результата  « Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, создающей качественно новые материальные и духовные ценности [ 204, C.12 ].

Можно приводить много определений творчества и практически в каждом из них проявляется общая черта творчества – новизна результатов.

Е.Л. Яковлева в своей работе [ 348 ] приводит данные исследований Ф. Барона, который осуществил обзор исследований по творчеству в течение нескольких лет в последней четверти XX века. Практически все исследования  в этой области важнейшей чертой рассматривали новизну результатов. В частности Ф. Барон выделял следующие основные идеи работ по проблемам творчества:

Похожие материалы

Информация о работе