Комплексная физическая реабилитация при кифотической осанке. Лечение и профилактика нарушений осанки

Страницы работы

91 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра спортивной медицины и физической реабилитации

студент IV курса

международного отдела

КОМПЛЕКСНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ПРИ КИФОТИЧЕСКОЙ ОСАНКЕ

Квалификационная работа

Специальность: 7010202 физическая реабилитация

Квалификация: специалист физической реабилитации

Научный руководитель:

,

зав. кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации к.м.н., профессор

Харьков-2006


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1

Характеристика правильной осанки и ее нарушений

7

1.1.

Общие понятия о строении и функционировании опорно-двигательного аппарата человека

7

1.2.

Понятие о правильной осанке

19

1.3.

Классификация нарушений осанки, причины, признаки

24

Глава 2

Физическая реабилитация детей и подростков при кифотической осанке

36

2.1.

Лечение и профилактика нарушений осанки

36

2.2.

Роль лечебной физической культуры в реабилитации детей и подростков с нарушением осанки

40

2.2.1.

Механизмы лечебного действия физических упражнений при нарушениях осанки

43

2.2.2.

Характеристика корригирующей гимнастики

49

2.2.3.

Задачи, средства, формы и методика ЛФК при нарушениях осанки

55

2.2.4.

Методика лечебной гимнастики при кифотической осанке

60

2.3.

Лечебный массаж и физиотерапия при нарушениях осанки

71

Глава 3

Методы оценки эффективности физической реабилитации при кифотической осанке

73

Выводы

81

Практические рекомендации

84

Список использованной литературы

85


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Одной из важнейших проблем здравоохранения на протяжении многих лет и в настоящее время остается борьба с нарушением осанки [7,15,44,61]. По данным различных авторов нарушения осанки встречаются в 11-38% случаев [3,13]. Нарушение осанки является частой причиной других заболеваний внутренних органов человека и инвалидизации людей. Общепринято, что нарушение осанки способствует возникновению сердечно-сосудистых и дыхательных заболеваний, нервных заболеваний [3,13,38-40].

Изучение отечественной и иностранной литературы показывает, что необходимость широких лечебных и профилактических мероприятий по борьбе с нарушениями осанки приобретает социальное значение [9,62]. В этой связи на первый план выдвигаются вопросы изучения причин, вызывающих эти нарушения, обоснование эффективной методики их коррекции и рациональной организации занятий.

В последние годы в литературе все больше обосновывается представление о том, что первичный фактор дефекта осанки носит динамический характер и связан с нарушением функционального состояния мышц туловища. Исследования ряда авторов [14] показывают, что внешние признаки нарушения осанки находятся в прямой взаимосвязи с тонусом отдельных мышц. Первоначально такие нарушения мышечного тонуса носят нестойкий характер и устраняются посредством произвольного симметричного напряжения мышц. При стойких фиксированных нарушениях осанки, асимметрия в тонусе выражена резче и сохраняется при произвольном напряжении мышц. Это свидетельствует о снижении функциональной способности отдельных мышц и о необходимости их асимметричной тренировки. Следовательно, в процессе занятий корригирующей гимнастикой при фиксированных нарушениях осанки целесообразнее использовать асимметричные корригирующие упражнения, как наиболее эффективно способствующие развитию компенсаторных возможностей мышц, обеспечивающих правильную осанку.

Важнейшими задачами физического воспитания детей является общее развитие их, укрепление здоровья, формирование необходимых двигательных навыков, правильной осанки и предупреждения различных деформаций позвоночника, неблагоприятных изменений формы грудной клетки и плоскостопия [11,15,30,49,79]. Результаты педагогической работы показывают, что корригирующая гимнастика должна рассматриваться не как узкая процедура, а как система обучения и тренировки детей с акцентированием внимания на вопросах воспитания правильной осанки. Достигается это путем расширения двигательного режима для школьников с включением в любые занятия физическими упражнениями упражнения на осанку. Специальные занятия корригирующей гимнастикой также должны являться частью общего и двигательного режима дня и решать общие задачи укрепления здоровья и физического развития учащихся.

Проблемы профилактики и лечения нарушения осанки постоянно находятся в центре внимания ортопедов, реабилитологов, массажистов и других специалистов органов здравоохранения [9,11,14,15,30,62]. Реабилитация, включающая восстановительную терапию в условиях лечебно-профилактических учреждений, располагает арсеналом средств активного воздействия на функциональные системы организма: ЛФК, физиотерапия, трудотерапия, массаж [10,49,79]. При этом мероприятия по своевременной и адекватной активизации больных, реализация дозированных тренировочных режимов воздействуют непосредственно через различные системы организма на тренировку и укрепление органов кровообращения и способствует повышению толерантности к физической нагрузке, и тем самым восстанавливают физическую работоспособность. Ведущими средствами реабилитации детей с нарушениями осанки является лечебная физическая культура, массаж, физиотерапевтические и закаливающие процедуры.

Неуклонное расширение круга профилактических и лечебных мероприятий, направленных на улучшение здоровья детей, является одной из основных задач здравоохранения, среди которых большое место занимает профилактика различных дефектов осанки. Актуальность вопроса профилактики нарушения осанки диктуется также и значительным контингентом детей школьного возраста имеющих нарушение осанки, искривление позвоночника и плоскостопия.

Профилактическая работа должна идти, прежде всего, в направлении

Похожие материалы

Информация о работе