Система – совокупность взаимодействующих компонентов, работающих совместно для достижения определенных целей.
Определяющий признак заключается в том, что свойства и поведение компонентов влияют друг на друга сложным и запутанным образом.
Системы часто имеют иерархическую структуру. Системы, являющиеся компонентами других систем, называют подсистемами.
Сложность взаимодействия компонент системы проявляется в том, что система имеет свойства, присущие ей как целостному объекту. Система имеет интеграционные свойства, которые не являются свойствами каких-либо отдельных компонент. Например, безотказность зависит и от взаимодействия.
Выделяют два типа интеграционных свойств:
- функциональные, которые проявляются в поведении системы;
- нефункциональные (безотказность, производительность, безопасность, защищенность) зависят от поведения системы в ее окружении.
Кроме физического окружения система может находиться в определенных отношениях с организационным окружением (правила и процедуры, основанные на политических, экономических и экологических приоритетах общества). Система, построенная без учета организационного окружения, может быть отвергнута потенциальными потребителями.
Факторы, входящие в окружение системы:
- эксплуатационный фактор – система требует изменения в процессе ее эксплуатации, длительного процесса обучения, персонал может потерять в заработке;
- фактор персонала – внедрение системы снижает значимость персонала (менеджеров среднего звена), коренным образом меняет способы работы;
- организационный фактор – внедрение системы может изменить структуру властных полномочий в организации.
Человеческие, социальные и организационные факторы часто оказываются решающими при принятии решения о внедрении ИС.
Основные этапы создания системы:
1. Определение требований.
2. Проектирование системы.
3. Разработка подсистем.
4. Сборка системы.
5. Ввод в действие системы.
6. Совершенствование системы.
8. Вывод системы из эксплуатации.
Системные требования формулируются и формализуются в ходе консультаций с заказчиками и конечными пользователями. Формируется три типа общих требований:
- функциональные – основные выполняемые функции, детализация выполняется на уровне подсистем;
- системные – интегрированные свойства;
- свойства, которые должны отсутствовать (это бывает сделать легче).
Проектирование системы разбивается на этапы:
- разбиение требований на группы;
- определение подсистем, которые индивидуально или совместно реализуют требования (влияют не только системные требования, но и организационные и производственные факторы);
- распределение требований по подсистемам;
- специфицирование функциональных характеристик подсистем;
- определение интерфейсов подсистем.
Большие и сложные системы имеют длительный срок эксплуатации. Они совершенствуются путем исправления ошибок, учета новых требований. Системы, которые необходимо сохранить путем модернизации, называют наследуемыми.
Причины эволюции систем:
- изменения в технической и деловой областях (в т.ч. прогнозируемые);
- изменения в одних подсистемах требуют изменений в других;
- пересмотр проектных решений (особенно принятых на начальных этапах);
- вносимые изменения в подсистемы требуют изменений в структуре системы.
Каждая система имеет программные подсистемы. Процесс создания ПО содержит основные процессы:
- разработка спецификации ПО;
- проектирование и реализация;
- аттестация ПО;
- эволюция ПО.
Проекты по разработке ИС должны быть заранее спланированы. В идеале планирование связано с изучение фундаментальных бизнес-процессов организации, выделении проблем, которые могут быть разрешены посредством определенной ИТ. Не всегда организации имеют отчетливую стратегию ведения бизнеса. Они принимают решения о внедрении ИС, выделяя наиболее приоритетные деловые проблемы, которые требуют немедленного решения.
Существует несколько подходов к планированию разработки систем, традиционные (SWOT, VCM), более современные (BPR, ISA).
Подход SWOT позволяет ранжировать и выбирать проекты в зависимости от сильных и слабых сторон организации, их возможностей и угрозами.
Метод ценностных цепочек VCM позволяет оценить цепочку видов деятельности организации от получения сырья по конечной продукции и выявить виды деятельности, обладающие максимальными конкурентными преимуществами. Планирование позволяет определить бизнес-направления, сулящие максимальную выгоду от использования ИТ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.