Информационные системы. Два типа интеграционных свойств. Причины эволюции систем

Страницы работы

Содержание работы

Тема 1. Информационные системы

Система – совокупность взаимодействующих компонентов, работающих совместно для достижения определенных целей.

Определяющий признак заключается в том, что свойства и поведение компонентов влияют друг на друга сложным и запутанным образом.

Системы часто имеют иерархическую структуру. Системы, являющиеся компонентами других систем, называют подсистемами.

Сложность взаимодействия компонент системы проявляется в том, что система имеет свойства, присущие ей как целостному объекту. Система имеет интеграционные свойства, которые не являются свойствами каких-либо отдельных компонент. Например, безотказность зависит и от взаимодействия.

Выделяют два типа интеграционных свойств:

- функциональные, которые проявляются в поведении системы;

- нефункциональные (безотказность, производительность, безопасность, защищенность) зависят от поведения системы в ее окружении.

Кроме физического окружения система может находиться в определенных отношениях с организационным окружением (правила и процедуры, основанные на политических, экономических и экологических приоритетах общества). Система, построенная без учета организационного окружения, может быть отвергнута потенциальными потребителями.

Факторы, входящие в окружение системы:

- эксплуатационный фактор – система требует изменения в процессе ее эксплуатации, длительного процесса обучения, персонал может потерять в заработке;

- фактор персонала – внедрение системы снижает значимость персонала (менеджеров среднего звена), коренным образом меняет способы работы;

- организационный фактор – внедрение системы может изменить структуру властных полномочий в организации.

Человеческие, социальные и организационные факторы часто оказываются решающими при принятии решения о внедрении ИС.

Основные этапы создания системы:

1. Определение требований.

2. Проектирование системы.

3. Разработка подсистем.

4. Сборка системы.

5. Ввод в действие системы.

6. Совершенствование системы.

8. Вывод системы из эксплуатации.

Системные требования формулируются и формализуются в ходе консультаций с заказчиками и конечными пользователями. Формируется три типа общих требований:

- функциональные – основные выполняемые функции, детализация выполняется на уровне подсистем;

- системные – интегрированные свойства;

- свойства, которые должны отсутствовать (это бывает сделать легче).

Проектирование системы разбивается на этапы:

- разбиение требований на группы;

- определение подсистем, которые индивидуально или совместно реализуют требования (влияют не только системные требования, но и организационные и производственные факторы);

- распределение требований по подсистемам;

- специфицирование функциональных характеристик подсистем;

- определение интерфейсов подсистем.

Большие и сложные системы имеют длительный срок эксплуатации. Они совершенствуются путем исправления ошибок, учета новых требований. Системы, которые необходимо сохранить путем модернизации, называют наследуемыми.

Причины эволюции систем:

- изменения в технической и деловой областях (в т.ч. прогнозируемые);

- изменения в одних подсистемах требуют изменений в других;

- пересмотр проектных решений (особенно принятых на начальных этапах);

- вносимые изменения в подсистемы требуют изменений в структуре системы.

Каждая система имеет программные подсистемы. Процесс создания ПО содержит основные процессы:

- разработка спецификации ПО;

- проектирование и реализация;

- аттестация ПО;

- эволюция ПО.

Планирование разработки системы

Проекты по разработке ИС должны быть заранее спланированы. В идеале планирование связано с изучение фундаментальных бизнес-процессов организации, выделении проблем, которые могут быть разрешены посредством определенной ИТ. Не всегда организации имеют отчетливую стратегию ведения бизнеса. Они принимают решения о внедрении ИС, выделяя наиболее приоритетные деловые проблемы, которые требуют немедленного решения.

Существует несколько подходов к планированию разработки систем, традиционные (SWOT, VCM), более современные (BPR, ISA).

Подход SWOT позволяет ранжировать и выбирать проекты в зависимости от сильных и слабых сторон организации, их возможностей и угрозами.

Метод ценностных цепочек VCM позволяет оценить цепочку видов деятельности организации от получения сырья по конечной продукции и выявить виды деятельности, обладающие максимальными конкурентными преимуществами. Планирование позволяет определить бизнес-направления, сулящие максимальную выгоду от использования ИТ.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Информатика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
144 Kb
Скачали:
0