расходы или когда расходы превышают доходы. Данные кассовые разрывы требуют покрытия, что особенно характерно для нашей страны, где существует сезонное производство сельхозпродукции, где значительная часть продукции производится в районах Крайнего Севера. Все сказанное приводит к кассовым разрывам в текущем периоде, необходимость покрытия которых обусловливает заимствования.
Долгосрочная перспектива развития предполагает свои проблемы. Как бы мы ни хотели, но основным держателем информации о ходе экономического развития страны всегда является государство. Если государство не обладает информационным потенциалом для прогнозирования экономического развития страны, то грош ему цена. Поэтому и говорят о нашем правительстве, что оно слабое. А слабое правительство — слабое государство. Что означает прогнозировать? Это означает, что государство должно рассматривать перспективные программы экономического развития, используя имеющиеся у него рычаги. Государство должно очень тщательно рассчитывать свой бюджет, расходы, чтобы в дальнейшем получить доходы. Но под это тоже нужно занимать деньги, чем, собственно, и занимается любое государство, например, в США — Казначейство. В тех же США роль центрального банка играет Федеральная резервная система; она не участвует в первичном размещении ценных бумаг и работает только на открытом, т.е. на вторичном, рынке.
Требование МВФ о создании рынка ценных бумаг в России правительство переадресовало Центральному банку. Последний начиная с мая 1993 г. приступает к выпуску государственных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных обязательств (ГКО). В 1993 г. идет наращивание рынка ценных бумаг. И более того, в конце 1994 г., за 3 дня до "черного вторника", принимается решение о том, что прямого финансирования Центробанком государства больше не будет и что ЦБ теперь предоставляет кредиты государству только путем приобретения и реализации государственных ценных бумаг. Но у нас в отличие от других стран получилось так, что весь рынок ГКО оказался в руках ЦБ, у которого своя психология, своя работа. Мы полагаем, что между финансистами и банкирами существует большая разница.
Поскольку ЦБ не отвечал за состояние госбюджета (за это отвечают Федеральное Собрание, Государственная Дума, Минфин), то он определял процентную ставку исходя не из реальных возможностей государства, а из установленной им ставки рефи90
нансирования, которая в соответствии с рекомендациями МВФ определялась таким образом, чтобы ограничить спрос на деньги: ЦБ устанавливает ставку рефинансирования, объявляет один кредитный аукцион, второй, и оба проваливаются, так как ни один коммерческий банк под 230—240% занимать у ЦБ деньги и не собирался. Но с появлением ГКО ситуация изменяется кардинальным образом. А именно: коммерческим банкам предоставляется возможность не платить проценты, а получать их. То есть получилось так, что не ЦБ кредитует коммерческие банки, а коммерческие банки кредитуют государство, получая при этом бешеные проценты. На этой основе развивается рынок внутреннего государственного долга. Какова же была позиция Минфина? А ему, мягко говоря, все равно. Его интересует только бюджетная эффективность внутреннего госзайма, которая заключается в следующем: у государства денег нет, так как госбюджет дефицитный. Тогда размещается очередной транш внутреннего государственного займа. Государство получает деньги, часть из которых идет на погашение прежних долгов (других денег нет), а другая часть направляется на финансирование расходов бюджета. Вот это называется бюджетной эффективностью. В 1995 г., в начале строительства финансовой пирамиды, бюджетная эффективность составляла 60%, т.е. из суммы увеличения внутреннего государственного долга Минфин направляет 60% для финансирования расходов бюджета, а 40% идет на погашение предшествующих долгов. В 1996 г. эта цифра составляет уже 20%. В 1998 г. в I квартале Минфин уже вынужден платить по старым обязательствам за счет средств госбюджета. И он только за I квартал выплачивает 21 млрд. руб. из доходов госбюджета. Эта ситуация была усугублена еще и тем, что в 1996 г., столкнувшись с нехваткой денежных средств в стране, правительство и ЦБ дают разрешение приобретать внутренние долги российского правительства нерезидентам. Но в отличие от резидентов нерезиденты работают на мировых денежных рынках, состояние которых определяет их поведение. Когда разразился кризис в Юго-Восточной Азии, то, естественно, что все инвесторы, как пугливое стадо, стали выводить свои деньги из развивающихся рынков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.