Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Владивостокский филиал
Кафедра Информатики и информационных таможенных технологий
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
на тему: Знание, познание, наука, научный метод.
Дисциплина: Концепции современного естествознания
Автор:
Владивосток
2011
Тема: Знание, познание, наука. Научный метод познания.
Классификация естественных наук.
Цель занятия: Дать студентам основные понятия «наука», «метод», «методология», а также объяснить значение метода как совокупности приемов и операций практического и теоретического познания действительности.
Литература по теме:
а) основная
1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. , проф. . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 319 с.
2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. / 8-е изд., испр. и доп . – M. : Академический проект, 2004.– 632 с.
б) дополнительная
1. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. М., 1984.
2. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – Раздел 6. С. 241 – 252.
3. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – гл.7. С. 156 – 177.
Учебные вопросы
1. Знание, познание, наука.
Знание (в широком смысле) – субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений. Знание (в узком смысле) — обладание проверенной информацией позволяющими решить поставленную задачу.
Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Раньше выделяли два методы познания:
· ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ – метод познания действительности (объективной реальности) в ее противоречивости, целостности и развитии.
· МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ – метод противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.
С середины 19-го века метафизический метод вытиснился из естествознания диалектическим методом.
Современная теория познания помимо научного выделяет: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное (чувственное), философское, рассматривая их как равноценные для культуры и одинаково необходимые для понимания сущности познавательной деятельности.
Наука — особый вид познавательной деятельности, направленный на получение, объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является
· сбор научных фактов, их постоянное обновление, и систематизация;
· критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний;
· обобщение известных фактов, которые не только описывают известные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать.
Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.
Методы познания по широте применимости принято подразделяют на:
· всеобщие (диалектический, метафизический)
· общенаучные (используемые в разных областях наук, имеющие широкое спектральное применение)
· частнонаучные (используемые только в рамках исследования конкретной науки) включают в себя те или иные общенаучные методы, то есть специфическое применение общенаучных приемов для изучения конкретной области.
Методология – система принципов, подходов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология науки — это система принципов исследовательской
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.