Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Владивостокский филиал
Кафедра Информатики и информационных таможенных технологий
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
на тему: Живые системы. Эволюция. Генетика. Неодарвинизм.
Дисциплина: Концепции современного естествознания
Автор:
Владивосток
2011
Тема: Живые системы – эволюция, воспроизводство и развитие живых систем.
Искусственный и естественный отбор. Генетика.
Неодарвинизм – синтетическая теория эволюции.
Цель занятия: Дать студентам основные понятия «живое», «эволюция», «естественный отбор», изучить основные этапы развития живого на земле. Объяснить значение и задачи генетики и механизмов эволюции живого.
Литература по теме:
а) основная
1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. , проф. . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 319 с.
2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. / 8-е изд., испр. и доп . – M. : Академический проект, 2004.– 632 с.
б) дополнительная
1. Серебровская К.Б. Сущность жизни: история поиска. М., 1994.
2. Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988.
3. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., 1988.
Учебные вопросы
1. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
Эволюция — это развитие изучаемого процесса. Любой процесс может быть описан в терминах состояний. Описание процесса изменения состояний и есть эволюция.
Механизм — это некоторая совокупность логических связей, процедур, определяющих возникновение изменений в той или иной развивающейся, т.е. эволюционирующей среде.
Единый процесс мирового развития – имеет определенную направленность, т.е. происходит непрерывное усложнение организации, охватывающей неживую природу, живое вещество и общество. Эти три уровня организации материального мира — звенья одной цепи.
Для описания общих свойств основных механизмов развития неживых материальных структур, живого вещества и организации общественной жизни используется дарвиновская триада.
Французский натуралист Ж. Бюффон XVIII в. высказал мысль о постепенном совершенствовании живых организмов.
Его последователь Ж.-Б. Ламарк (1744–1829) впервые попытался создать стройную теорию эволюции жизни на Земле.
Основным фактором эволюции Ламарк считал упражнение одних органов и пассивность других под действием условий жизни. Однако предположение Ламарка о развитии и совершенствовании имеющихся органов совершенно не отвечало на такой важный вопрос: каковы причины появления совершенно новых органов? В самом деле, каким «упражнением» можно объяснить появление рогов у некоторых животных?
Чтобы найти выход из создавшейся ситуации, Ламарк наделил живые существа особым свойством – «стремлением к совершенствованию».
Весь органический мир, полагал французский ученый, непрерывно изменяется, улучшается сам по себе благодаря присущему живым организмам стремлению к прогрессу. Взгляды Ламарка, изложенные им в 1809 г., не нашли признания у современников.
Его соотечественник Ж. Кювье (1769–1832) исходил из того, что все органы в организме
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.