И. М. Сеченов признавал объективное существование внешнего мира. Определяя жизнь как приспособление организма к условиям существования, он считал, что внешние условия не только необходимы для жизни, но и являются тем ведущим фактором, который видоизменяет строение организма и характер жизненных отправлений. Рефлекторную функцию нервной системы И. М. Сеченов понимал как общий принцип, по которому осуществляется деятельность нервной системы, и как отражение взаимодействия организма с внешней средой. В своих трудах термин «отражение» И. М. Сеченов часто употребляет как синоним понятия «рефлекторная деятельность».
И. М. Сеченов считал, что психическая деятельность, являясь основной функцией головного мозга, осуществляется в его рефлексах, которые ученый представлял себе одновременно как физиологическое и психическое явление, он доказывал, что психика обусловлена объективным, вне и независимо от человека существующим миром. В неразрывной связи с рефлекторной деятельностью мозга И. М. Сеченов рассматривал и органы чувств. Он видел их функции в поддержании постоянной связи организма с внешним миром, отводя роль главного регулятора взаимодействия организма с окружающей средой головному мозгу. И. М. Сеченов неоднократно обращал внимание на то, что для мышления необходимы восприятия раздражения не только из внешнего мира, но и из внутренней среды организма, в частности от собственных мышц, т. е., говоря современным языком, необходима деятельность анализаторов внешней и внутренней среды организма. Особое значение он придавал мышечному чувству, называя его «темным» или «смутным», подчеркивая его роль в регуляции движений и в онтогенетическом развитии других анализаторов. И. М. Сеченов по-новому подошел и к важному вопросу о взаимосвязи психических явлений — к вопросу об ассоциациях, раскрыв рефлекторный механизм ассоциативных процессов (он считал, что ассоциация есть результат частого повторения нескольких последовательных рефлексов).
Идеи И. М. Сеченова о рефлекторной природе мышления далеко опередили науку того времени. Они были обоснованы и проверены позднее. В учении И. П. Павлова о двух сигнальных системах и об их взаимодействии была экспериментально доказана рефлекторная природа мышления и открыта ее физиологическая основа. Но заслуга И. М. Сеченова состоит еще и в том, что рефлекторное понимание психики неизбежно повлекло за собой новое толкование всего познавательного процесса с признанием того, что ощущения, являясь отражением объективного мира, представляют собой источник психической жизни. Признание рефлекторного характера психики явилось прочной основой для формирования материалистической психологии.
Рефлекторная теория, доказывающая зависимость сознания от материального мира, объективную закономерность психических процессов, нанесла сокрушительный удар по идеализму. Неслучайно вокруг трудов И. М. Сеченова разгорелась ожесточенная борьба между сторонниками материализма и идеализма. Она началась после опубликования его работы «Рефлексы головного мозга» и статьи «Кому и как разрабатывать психологию?» (1873) и особенно обострилась в 80-х годах, после выхода в свет работы «Элементы мысли» (1878). Выступив в 1872—1874 гг. в журнале «Вестник Европы» с рядом статей, И. М. Сеченов подверг острой критике идеализм в психологии. Он выступил против всех, кто метафизически отрывал психику от всей деятельности организма, называя их «обособителями психического». В статье «Кому и как разрабатывать психологию?» И. М. Сеченов утверждает, что «психическая жизнь подчинена непреложным законам», для изучения которых требуются строго научные объективные методы.
Занимаясь механизмами работы мозга, И. М. Сеченов проявлял большой интерес к патологии человека, стремясь познать суть тех или иных психических нарушений. В письме М. А. Боковой из Парижа 29/Х 1867 г. он, например, писал: «...Закончить официальную деятельность актом, логически вытекающим из всего предшествующего, все-таки крайне приятно. Вы понимаете, что под этим я разумею мою лебединую песнь — медицинскую психологию». Приложение физиологических знаний о деятельности мозга к трактовке таких его патологических состояний, как галлюцинации, вылилось в представления, которые остаются правильными и сегодня. Так, он писал: «Галлюцинации всегда производятся болезненным состоянием мозга: зрительные - ненормальным возбуждением зрительных центров, слуховые - слуховых и т. д.».
Вклад И. М. Сеченова в отечественную науку не исчерпывается его работами по физиологии нервной системы. Широкую известность получили также работы ученого о газообмене, газах крови и ее дыхательной функции, физиологии легочного и тканевого дыхания. В этой области особенно важными являются разработанные методические приемы и, в частности, приемы изучения газообмена у людей. В эру космических полетов человека и погружений в глубины моря эти работы И. М. Сеченова приобретают особое значение. И. М. Сеченовым было положено также начало изучению влияния нервной системы на телесные процессы.
Неоценимым вкладом в отечественную науку явились и исследования И. М. Сеченова по физиологии труда. В 1895 г. он опубликовал труд «Физиологический критерий для установки длины рабочего дня», в котором доказал, что продолжительность рабочего дня не должна превышать 8 ч. Тем самым великий ученый выразил политический протест против изнурительного труда рабочих на предприятиях царской России. В последние годы своей жизни И. М. Сеченов приступил к разработке проблемы утомления. Результатами этих исследований и сегодня широко пользуются в спортивной медицине и лечебной физкультуре.
Будучи убежденным сторонником популяризации научных знаний, И. М. Сеченов часто читал лекции по физиологии для широкой аудитории. Это были лекции о животном электричестве, органах чувств, о функциях центральной нервной системы, физиологии нервных центров и т. п. При чтении этих лекций И. М. Сеченов выступал не только как ученый-популяризатор, но и как блестящий полемист, активно борющийся против идеализма. Примером этому может служить цикл его публичных лекций о мышлении, прочитанных в 1877 г. В этих лекциях И. М. Сеченов, отвечая противникам рефлекторной теории {Кавелину, Страхову и др.), показал, как, опираясь именно на эту теорию, можно материалистически решить вопрос о развитии познавательного процесса от ощущения к мышлению. Большое значение имела публичная лекция И. М. Сеченова «Впечатления и действительность», в которой он беспощадно разоблачал субъективный идеализм, неокантианство и агностицизм.
Говоря об общественной деятельности И. М. Сеченова, нельзя не отметить и того, что он был поборником всеобщего образования и, будучи маститым ученым, в возрасте 74 лет начал читать лекции по физиологии и анатомии на рабочих курсах.
Преданность науке, постоянные поиски объективной истины в наблюдениях и экспериментах делают образ И. М. Сеченова одним из наиболее привлекательных в отечественной науке. В одной из его статей имеются следующие характерные для него слова: «Смею надеяться, что как бы резки ни показались Кавелину мои нападки на его основные положения (конечно, не по тону, а по сути дела), он не припишет их ничему другому, кроме искреннего и горячего желания служить правде. В таком деле, как наше, руководящим мотивом может быть только желание выяснить истину. Им одним я и руковожусь».
Многие поколения ученых, изучая произведения И. М. Сеченова, прошли прекрасную школу научно-философской мысли. В этом смысле труды И. М. Сеченова оказали огромное влияние не только на его современников, но и на все последующее развитие науки вплоть до наших дней.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.