Формирование лексических навыков речи
Задание 1. Ознакомьтесь с примерными вопросами по теме и попробуйте ответить на них, пользуясь предложенными ключами.
Вопросы |
Ключи |
1. Можно ли формировать все составляющие коммуникативной компетенции при организации обучения лексике? Обоснуйте свой ответ. |
é Лингвистическая компетенция – отбор ЛЕ, их количество, соответствие реальному контексту деятельности (учет тематики, проблематики, речевых задач общения). é Социолингвистическая и социокультурная компетенции – коннотативные значения ЛЕ, типичные коллокации, фоновая и безэквивалетная лексика. Нормы доступности употребления ЛЕ в различных ситуациях формального и неформального общения. é Речевая компетенция – семантическое поле, его объем и качественные характеристики, его использование в различных ВРД, риторические приемы и использование лексики как средства выразительности и индивидуализации высказываний. Лексический навык как один из составляющих речевых навыков. |
2. Что составляет наибольшую сложность для учителя и ученика при организации семантизации, отработки и контроля усвоения лексики? Как эти сложности можно предвосхитить и минимизировать? приведите примеры из собственного опыта обучения/ изучения ИЯ. |
а) Что составляет наибольшую сложность? é В зависимости от особенностей слова это может быть форма, значение, употребление (включая коннотацию и типичные коллокации), управление слова. é Фоновая и безэквивалетная лексика. é Стилистические особенности ЛЕ. é Паронимы, синонимы, производные слова, омофоны, омографы. б) Как минимизировать сложность? é Выбор способа семантизации с учетом возможных сложностей. é Отработка всех составляющих лексического навыка, формирование устойчивых синтагматических и парадигматических связей на уровне слова/ словосочетания/ предложения и т.д. é Использование контрольных заданий как средства контроля и одновременно формирования указанных навыков. |
3. Как проверить уровень сформированности лексических навыков? Какие параллельные цели и задачи можно при этом решать? Какие задания можно считать наиболее легкими/ трудными и почему? |
Чисто языковая грамотность: é задания на множественный выбор, перифраз, заполнение пропусков, образование производных слов, нахождение и исправление ошибок; é при перифразе – грамматика. Лексическая сторона речевых умений: в процессе обучения и контроля умений в чтении, аудировании, говорении и письме. Социокультурные умения: é адекватность выбора слова по контексту; é умение объяснить значение фоновой и безэквивалетной лексики; é умение выбирать и использовать лексику для создания определенного эффекта (юмористического, официальности и т.д.) |
4. В чем проявляется использование собственно методических принципов обучения ИЯ в системе обучения лексике? |
Принцип коммуникативности; принцип учета родного языка; принцип дифферентации и интеграции: é выбор адекватных способов семантизации (переводных и безпереводных); é отработка формы/ значения/ употребления в различных контекстах |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.